Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Римские мозаики «защищали» от зависти

Мозаичные изображения не только служили украшениями богатых домов, но и оберегали их хозяев от дурного глаза.

Отгонять неудачу, оберегать от дурного глаза, одним словом, от завистливых людей – это была одна из задач мозаик в Древнем Риме. Так считает международная группа исследователей, которая занималась изучением ритуальных и магических действий в римских мозаиках.

Жертвоприношение. Деталь мозаики из Сен-Ромен-ан-Галь (Франция). Фото: Universidad Carlos III de Madrid.
Жертвоприношение. Деталь мозаики из Сен-Ромен-ан-Галь (Франция). Фото: Universidad Carlos III de Madrid.

Письменные источники и археологические данные предоставляют много информации о религиозных верованиях римлян, таких, как ритуальные, магические или погребальные обряды. «Этим исследования мы пытаемся выяснить, как эти верования представлены в римских мозаиках по всей империи», – говорит Лус Нейра (Luz Neira), профессор древней истории из Мадридского университета имени Карлоса III, который координировал работу группы из 12 учёных. Результаты их работы опубликованы в книге Religiosidad, rituales y prácticas m?gicas en los mosaicos romanos.

Исследователи подчёркивают, что мозаики – это не только произведения искусства, но и первоклассные документальные источники для изучения истории. Мозаики для своих домов заказывали наиболее состоятельные члены общества. Самые распространённые сюжеты связаны с браком, жертвоприношениями, или являются «рисунками» от сглаза.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Последние имели апотропический эффект, то есть были своего рода защитным механизмаом, отгоняющим злых духов. Чтобы защитить себя от сглаза, они, например, прибегали к изображению глаза, пронзённого копьём и окруженного животными, в некоторых случаях – с надписями. Изображения мифологических персонажей с выделенными фаллосами и другие сцены, которые должны были отпугивать завистливых людей, помещались в коридорах домов. Один из ярких примеров – мозаика с острова Кефалиния (Ионические острова, Греция): там изображён человек, который мучается и задыхается из-за зависти, вызванной домом, на который он смотрел.

Такие изображения не являются особенностью какого-то узкого промежутка времени или периода, они прослеживаются на протяжении всей истории Римской империи. «Это очень важно, потому что они фиксируют выживание некоторых обычаев, происходящих из языческих представлений», – говорит Лус Нейра.

По материалам: Heritage Daily 

Автор: Егор Антонов

Источник: nkj.ru

Статьи по теме