Древнеримская стеклянная тарелка найдена в Японии

Изделие, изготовленное в Средиземноморье в конце II века, оказалось в кургане  Японии, который датируется V столетием.

Стеклянная тарелка, обнаруженная при раскопках кургана в префектуре Нара (Япония), была изготовлена в Римской империи, а найденная там же чаша происходит из Сасанидской Персии. Таковы данные химического исследования предметов.

Древнеримская тарелка из префектуры Нара. Фото http://ajw.asahi.com/
Сасанидская чаша из префектуры Нара. Фото http://ajw.asahi.com/

Находки были сделаны в кургане №126 в группе Ниидзава Сэндзука (Niizawa Senzuka). Он датируется концом V века. Тарелка имеет в диаметре 14,1–14,5 см, чаша – 8 см (её высота – 7 см).

Чтобы определить химический состав изделий, исследователи использовали рентгенофлуоресцентный анализ. Включения оксида натрия и песка из оксида кремния и извести, которые были обнаружены в тарелке, указывают на её средиземноморское происхождение. Такие включения характерны для изделий эпохи Римской империи и более позднего, византийского времени.

Тарелку также исследовали с помощью жёсткого синхротронного излучения. Анализ показал наличие сурьмы, которая в римских стеклянных изделиях не встречается ранее II века. По мнению исследователей, в целом тарелка была изготовлена не позже II века.

«Эта тарелка была, вероятно, изготовлена в районе Средиземного моря и затем привезена в Сасанидскую Персию. После того, как она была расписана там, тарелку, вероятно, привезли в Японию», – говорит Ёсинари Абэ (Yoshinari Abe), руководитель исследования, доцент кафедры аналитической химии Научного университета Токио (Tokyo University of Science).

По словам учёных, химический состав чаши такой же, как и у фрагментов стеклянных изделий из раскопок дворца в Ктесифоне, в столице государства Сасанидов. О точной датировке чаши ничего не говорится

«Япония энергично торговала с другими странами и [последние находки] показывают различные предметы, которые ввозили в Японию в то время. Поскольку стеклянная тарелка могла быть сначала привезена в Центральную Азию, не удивительно, что что существует временной лаг [между её изготовлением и появлением в Японии]», – говорит профессор Такаси Таниити (Takashi Taniichi) из университета Санъё Гакуэн.

Как сочетается представление исследователей об «энергичной торговле» и временной лаг в три столетия, не поясняется.

По материалам: The Asahi Shimbun