Викинги становились налётчиками ради женщин

Скандинавы отправлялись грабить и убивать для того, чтобы награбленное богатство позволило им жениться.

В 793 году скандинавы напали на остров Линдисфарн, где разграбили монастырь святого Кутберта, колыбель английского христианства. Этот год традиционно считают началом эпохи викингов – десятилетий набегов, грабежей и убийств.

Остров Линдисфарн. Здесь началась эпоха викингов. (Фото: Glen Bowman / Flickr.com / CC BY-SA 2.0.)
Линдисфарнский замок (XVI в.). (Фото: David Joyce / Flickr.com / CC BY-SA 2.0.)
Так мог выглядеть викинг (современный реконструктор). (Фото: Hans Splinter / Flickr.com / CC BY-ND 2.0.)
А так могли выглядеть викинги перед боем (современные реконструкторы). (Фото: Hans Splinter / Flickr.com / CC BY-ND 2.0.)

Но если по поводу точки отсчёта в научном мире существует некоторое единство, то причины экспансии до сих пор остаются предметом жарких споров. Кто-то в повышенной активности викингов винит перенаселённость Скандинавии, некоторые считают, что походы были ответом на распространение христианства.

Авторы новой статьи в журнале Evolution & Human Behaviour предлагают ещё одну причину: по их мнению, викингов подтолкнул к походам и грабежам голос сердца, а не доводы разума.

Профессор археологии Марк Коллар (Mark Collard) и его коллега Бен Раффилд (Ben Raffield) считают, что некоторые изменения в скандинавском обществе в конце железного века привели к острой нехватке брачных партнёров. Главных факторов было два: рост социального неравенства и полигамия. Их прямым следствием был дисбаланс в соотношении свободных мужчин и женщин. Проще говоря, богатые имели по несколько жён и наложниц, а у бедных молодых людей почти не было шансов завести хотя бы одну. Чтобы жениться, надо было быстро разбогатеть и прославиться. Самым простым путём к героической славе и богатству были набеги.

На самом деле, впервые эта теория была выдвинута ещё в X веке, потом она снова всплывала в начале XVII столетия, но в последнее время особой популярностью не пользовалась. Авторы статьи вновь вытащили на свет «брачно-романтическое» объяснение экспансии викингов, обратившись к письменным источникам, исследованиям психологов и этнографическим наблюдениям.

Так, саги о людях из Лососьей долины и о Харальде фиксируют полигамию в Скандинавии как норму, а в Саге о людях из Ватнсдаля говорится о наложницах. Раскопки погребений показывают, что участниками походов были, в основном, молодые люди, а не закалённые в боях ветераны. Желанной добычей были именно те предметы, которые можно было унести с собой. И в этом контексте удалённые монастыри были идеальной целью для набегов.

Этнографические исследования демонстрируют, что в тех обществах, где уменьшается количество свободных женщин, а неженатых мужчин, наоборот, растёт, увеличивается и уровень агрессии, число убийств, грабежей и изнасилований. Например, африканские племена яномамо из-за полигамии вынуждены время от времени совершать набеги на соседние деревни.

Видимо, к концу VIII века в Скандинавии процессы социального расслоения, распространение полигамии и институт наложниц довели ситуацию до точки кипения – и в результате общее напряжение в обществе выплеснулось в виде походов.

По материалам The Telegraph.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее