«Китайцы» в римском Лондоне и римские монеты в Японии

Действительно ли в Лондоне времён Римской империи жили китайцы, и откуда в средневековой Японии могли взяться древнеримские монеты?

Во время раскопок римского некрополя на Лант-стрит в Лондоне обнаружили кости, которые могли принадлежать жителям Древнего Китая. Им посвящены две статьи в издании Journal of Archaeological Science (1 и 2) Всего в исследовании фигурируют двадцать два скелета с датировкой II–IV вв.

Кости, найденные на Лант-стрит в Лондоне. Фото: Museum of London.
Один из скелетов с Лант-стрит. Фото: Museum of London.
Римская монета из замка Кацурэн. Фото: Uruma Municipal Government office in Okinawa.
Османская монета из замка Кацурэн. Фото: Uruma Municipal Government office in Okinawa.
Замок Кацурэн. Фото: kanegen / Wikimedia Commons / https://en.wikipedia.org/wiki/File:Katsuren_Castle_ruins.jpg / CC BY 2.0.

Авторы работы использовали две методики: изотопный анализ и морфологические измерения. Первый позволяет по изотопам отдельных элементов установить, что человек ел. Поскольку в древнем мире пищевой рацион очень зависел от того, какие растения и животные были вокруг, то с помощью изотопного анализа можно заодно установить, где человек жил. Морфология костей, то есть их размеры и пропорции, позволяют сделать выводы о том, как он выглядел, и иногда – в каких условиях рос.

В своей работе исследователи также учитывали особенности погребального обряда, как именно его выполняли и что положили в захоронение. Как правило, обряды и ритуалы напрямую связаны с традициями и культурой сообществ, а, стало быть, могут указывать на принадлежность погребённого к той или иной культуре.

К каким же выводам пришли антропологи? Сразу два погребённых из двадцати двух оказались (вроде бы) китайцами. «Это феноменально. Первый случай присутствия людей азиатского происхождения на территории Римской Британии и первый такой случай для всей империи III–IV веков», – подчеркнула в комментарии BBC доктор Ребекка Редферн (Rebecca Redfern), ведущий автор исследования, хранитель отдела антропологии в Музее Лондона.

На основании заявления Редферн некоторые СМИ поспешили сообщить, что Древний Рим и Древний Китай были связаны друг с другом теснее, чем нам казалось до сих пор, что контакты между двумя державами могли быть и вне Шёлкового пути (например, через Индию). Пишут также, что лондонские китайцы могли быть рабами.

Работа Редферн и её коллег действительно очень интересна, но далеко не бесспорна. Изотопы кислорода, которые удалось извлечь из зубов девятнадцати скелетов, указывают на то, что все эти люди приехали в Лондон из разных мест и уже будучи взрослыми. Но вот откуда именно они прибыли – большой и сложный вопрос.

Изотопы углерода и азота удалось извлечь только из половины скелетов. И, судя по опубликованным данным, их диета не сильно отличалась от рациона жителей других частей Римской империи. Авторы работы сравнивали свои результаты с образцами из Портуса, Элеи и Геркуланума (Италия), а также из Лептиминуса (Тунис). (Данных по самому Риму в статье почему-то нет.)

Использованный исследователями морфологический анализ для археологии вообще необычен. Авторы работы решили применить методику, которая в ходу у судебных антропологов и с помощью которой определяют происхождение неизвестного человека (можно примерно оценить, европеец он, азиат или африканец). Суть метода – в статистическом моделировании изменчивости черепов и зубов. Однако у такой методики есть свои недостатки, и Редферн с коллегами сами о них говорят. Так, поскольку черепа фрагментированы, моделировать у них можно было только два признака. Кроме того, для сравнения использовались современные образцы, «носители» которых от Древнего Рима весьма далеки – как территориально, так и по времени. А у археологов и антропологов нет достаточно полных данных о том, насколько и как черепа и зубы менялись на протяжении почти двух тысяч лет.

Вот пример того, что такой морфологический анализ в приложении к античным скелетам может давать сбой: доктор Кристина Киллгроув (Kristina Killgrove), доцент антропологии из Университета Западной Флориды (и по совместительству – обозреватель Forbes), пишет, что, когда она добавляет данные измерений скелетов из Рима в программу для судмедэкспертов ForDisc, та радостно записывает в азиаты большую часть всех жителей имперской столицы.

Таким образом, работа Редферн до уровня сенсации не дотягивает, хотя и представляет большой интерес. О том, что Лондон был интернациональным городом с момента своего основания, мы уже знаем. Точно доказать «китайское» происхождение древних лондонцев можно будет только после анализа их ДНК. Между тем, если генетическое исследование подтвердит выводы Редферн, это будет крупным прорывом: изотопный метод дешевле и проще, чем расшифровка ДНК, и, если оба они в каких-то задачах дают одинаковые результаты, то лучше использовать изотопы. Но, повторим, здесь надо дождаться данных ДНК-секвенирования.

Другое археологическое открытие, связанное с лондонскими «китайцами» общей темой, сделали на противоположном конце мира – в Японии. В средневековом замке Кацурэн на острове Окинава нашли две римские монеты. Сначала их приняли за обычные центы, оброненные американскими солдатами, потом какое-то время считали подделкой. Однако очистка и реставрация опровергли оба предположения: на монетах изображены Константин I (римский император в 306–337 гг.) и – на другой стороне – воин с копьём. Точная дата чеканки не сообщается. Находки бронзовые, их диаметр – 1,6–2 см.

Интересно, что одновременно там же, в замке, нашли османскую монету XVII века. Из сообщений СМИ не очень понятен контекст артефактов, где и как их обнаружили (то есть случайно или во время раскопок, в одном ли слое лежали римские и османская монета или в разных).

Замок Кацурэн построили в конце XIII – начале XIV века, а примерно через 200 лет он уже оказался заброшен. Владельцы замка активно участвовали в международной торговле, особенно с Китаем. Однако никаких доказательств контактов хозяев Кацурэна с Европой до сих пор не было. Не исключено, что римские монеты попали в Японию не напрямую, а через Китай или Юго-Восточную Азию, где они время от времени встречаются.

Местные историки не исключают, что монеты могли попасть на Окинаву и раньше, ещё до строительства замка. Они напоминают о находке трёх римских бусин в погребении близ Киото. Также недавно мы писали о древнеримской стеклянной тарелке из кургана в префектуре Нара. Она была изготовлена не позже II в. н.э., но путь в Японию был долгим: туда артефакт попал только в V столетии.

Как видим, оба открытия, несмотря на справедливый интерес к ним, не означают переворота в науке, что случается не так уж часто. Контакты между Западом и Востоком существуют с глубокой древности, но переоценивать их частоту и масштаб не стоит, даже если очень хочется.

По материалам Forbes, Ancient Origins, The Japan Times, The Independent, BBC, «Вести.Ru».

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее