Археологи рассказали о планах на раскопки в Старой Ладоге

Исследователи будут работать в Раскатной и Тайничной башне крепости, изучать следы распашки IX века и получат стратиграфический разрез через весь посад.

В 2015 году археологи из Института истории материальной культуры РАН (ИИМК) проведут охранные исследования на нескольких участках, в частности, на месте памятника Рюрику и Олегу (первым полулегендарным князьям Древнерусского государства). Об этом говорится в сообщении пресс-службы ИИМК.

Староладожская крепость. Фото: Музей-заповедник «Старая Ладога» / www.ladogamuseum.ru.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК Владимир Лапшин отметил, что на месте установки памятника в 2014 году уже проводились раскопки. Тогда были открыты следы распашки, отнесённые к IX веку. В этом году археологи будут работать на участке, прилегающем к будущему памятнику.

Кроме того, учёные продолжат работы, предваряющие реставрацию крепости, а также собираются наблюдать за реконструкцией водопровода, который проходит по территории памятника.

Так, в этом году экспедиция собирается закончить работы в Раскатной башне и провести исследования в Тайничной, рассказал Владимир Лапшин. По его словам, в 2014 году у Раскатной башни был раскрыт фрагмент стены X века. Между тем ранее считалось, что Староладожская крепость была основана в 1114–1116 годах. Открытие более раннего фундамента говорит о том, что крепость существовала здесь уже в X веке.

Археологический надзор за реконструкцией водопровода даст археологам возможность получить стратиграфический разрез длиной девять километров. Благодаря ему специалисты смогут получить представление об археологии всего Ладожского посада. «В местах хорошей сохранности культурного слоя в этой зоне будут сделаны шурфы – пробные участки раскопок», – сообщил Владимир Лапшин.

Ладога была основана в низовьях Волхова не позднее середины VIII века. «Об этом говорят следы распашки, найденные в культурном слое середины VIII века в южной части Земляного городища. Мы называем эти первые следы сельскохозяйственного культурного освоения земель "Ладогой до Ладоги"», – пояснил археолог. В первые века своего существования Ладога была важным пунктом на двух водных путях - Балто-Днепровском и Балто-Волжском. В эпоху викингов через Ладогу проходили основные торговые маршруты, здесь активно развивалось ремесло, жители города ремонтировали и строили суда.

«В Старой Ладоге присутствуют следы древних культур славян, финнов, викингов (варягов), а также вещи из так называемых Смоленских длинных курганов. Это балто-славянская культура VIII века. Приток населения в эти места шел с юга. Находки из числа вещей, использовавшихся в торговле, свидетельствуют о международных связях Ладоги в раннем Средневековье. Например, среди находок есть вставка от перстня с арабской надписью. В окрестностях Ладоги найдено несколько кладов арабских серебряных монет, служивших в тот период международным платежным средством», – рассказал Владимир Лапшин.

Ежегодно археологи, которые работают в Старой Ладоге и её округе, сдают в музей около 1,5 тысячи находок, добавил профессор, заведующий отделом славяно-финской археологии ИИМК Анатолий Кирпичников. Первые исследования на памятнике провели в 1708 году. Экспедиция ИИМК работает в Старой Ладоге с 1973 года. «За весь период работ в культурном слое Старой Ладоги VIII-IX вв. экспедиции сделали 40 тысяч находок», – говорит Анатолий Кирпичников.

По материалам ИИМК РАН