Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Страницы: Пред. 1 ... 125 126 127 128 129 ... 212 След.
RSS
Теория поплавка.
Цитата
janmik пишет:
Тока я не понимаю - почему???? Что помешало нашему посадству объединится и оттяпать свою долю власти? Опять византийские нравы виноваты?

Рискну предположить, что степень феодальной раздробленности на Руси и в Европе была разной. В Европе раздробленность была повыше и жизнь на нижних ступенях феодальной лестницы была посложнее, чем в России у удельных князей. И если с каким-нибудь рыцарем-сеньором европейский город  тягаться мог, то на Руси с удельным князем - нет.
Новгород довольно долго тягался и даже Ивану III приходилось дипломатии с ним разводить. Ну хотя это скорее исключение.
Изменено: janmik - 13.03.2021 19:28:02
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
janmik пишет:
Новгород довольно долго тягался и даже Ивану III приходилось дипломатии с ним разводить. Ну хотя это скорее исключение.

Тут в Вашем примере Новгород - это не средневековый город в европейском смысле, а довольно могущественное государство.

Правильный пример - это когда в каком-нибудь Старогадюкинском Замке в окружении полей редиски сидит сеньор, который крышует территорию 30 на 40 километров и несёт кучу феодальных повинностей относительно вышестоящего феодала. А на его земле возникает город Москва, который хочет трудиться ремесленным образом, торговать и развиваться самостоятельно... Вот на Руси такого, вроде как, не было.
Думаю, смысл вопроса о "конечных" условиях, о самой первопричине сложившихся общественных отношений. И тут упираемся в два фактора - либо гены такие либо/или природные условия жизни. Ну, мы не расисты (во всяком случае, не до такой степени), к тому-же гены подвержены эволюции в зависимости от природных условий. Таким образом, остается только одна рациональная первопричина - природные условия.

В принципе человеческая жизнь всегда складывается на балансе двух векторов - стремлении к самостоятельным решениям - свободе, и стремлении объединяться - вместе сильнее. На этом балансе и становятся важными всякие дополнительные условия, в т.ч. природные.

Давно уж читал такую мысль, что общественные устройства на равнинах, в степях и пустынях более склонны к тоталитаризму. Правда, не помню критику этого положения.
Ещё в школе учли, что первые государства образовались именно в этих условиях, в Египте и Междуречье.
Имхо, один из важнейших факторов - возможность убежать.
Если подросток в стае, племени, деревне совершил преступление, то убежать где-нибудь в степи, как ни странно, труднее. Легко найдут, особенно после приручения лошади. Легче убежать и спрятаться в лесистой или гористой местности.
В нашем виварии у многих мартышек пальцы пооткусаны. Мне объяснили, что это внутренние разборки. В джунглях мартышка может убежать от обидчика, а в виварии - нет.
Там, где нельзя убежать быстро устанавливается тотальная иерархия.
В споре не рождается истина, но убивается время.
Цитата
eLectric пишет:
Думаю, смысл вопроса о "конечных" условиях, о самой первопричине сложившихся общественных отношений. И тут упираемся в два фактора - либо гены такие либо/или природные условия жизни.

Есть ещё просто случайность. Цепочка случайностей.
Цитата
CASTRO пишет:
Есть ещё просто случайность. Цепочка случайностей.
Ну, историю делает воля миллионов, а конкретные события - герои.
В споре не рождается истина, но убивается время.
Цитата
CASTRO пишет:

Есть ещё просто случайность. Цепочка случайностей
В кастрюлю со случайностями надо добавить на глаз детерминизму осторожно помешивая и довести до кипения. Это кухня называется.
Изменено: janmik - 14.03.2021 12:08:33
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
А если без кухни, то в США цепь случайностей привела север и юг к различным экономическим формациям. И таки даже на юге с его пустынями и прериями не возникло жестко централизирванного государства, а рулили феодалы-плантаторы.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
CASTRO пишет:
Есть ещё просто случайность. Цепочка случайностей.
В каком смысле случайность?
Случайность, как неосознанная закономерность? И когда мы осознаем влияние, например, рельефа местности на историю общественных отношений, то ранее представлявшееся случайным, предстает более закономерным.
При этом:
- Рельеф не является какой-то основной причиной, а проявляется на фоне баланса базовых трендов.
- Действует не сильно, но продолжительное время - тысячелетия.
- Теряет своё значение при появлении новых базовых трендов - товарно-денежные отношения, н-т прогресс.

Московское княжество распространило свою власть именно под эгидой монгольской империи, т..е. при значительном влиянии степной психологии и политических принципов.
В споре не рождается истина, но убивается время.
Цитата
eLectric пишет:
Случайность, как неосознанная закономерность?

Случайность - это когда, например, историю определила битва, исход которой был определён погодой в соответствующий день...

Цитата
eLectric пишет:
Московское княжество распространило свою власть именно под эгидой монгольской империи, т..е. при значительном влиянии степной психологии и политических принципов.

Если говорить о свободах городов, то, боюсь, истоки того, почему в России не реализовался европейский сценарий, надо искать в доордынский период. Монголы лишь законсервировали то, что есть. А вот почему на Руси не выстроилась феодальная лестница по сценарию государства Карла Великого? Отсталость? Особенности права? Церковь?
Страницы: Пред. 1 ... 125 126 127 128 129 ... 212 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Теория поплавка.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie на вашем устройстве. Подробнее