«Совы» и шизофрения

У «сов» и «жаворонков» прибавилось ДНК

Люди с разными хронотипами, то есть «совы» и «жаворонки», ложатся спать в разное время. И это не только дело привычки – «совиность» и «жаворонковость» во многом зависит от генов. На днях в Nature Communications было опубликовано масштабное исследование, в котором особенности хронотипов сопоставляли с генетическими данными. В результате в нашей ДНК удалось найти аж 351 участок, который в той или иной мере влияет на хронотип; тогда как прежде считалось, что таких участков в нашем геноме всего 24. Если в этих участках стоит определённые последовательности нуклеотидов, человек склонен просыпаться раньше.

Речь идёт именно об участках ДНК, а не конкретных генах, то есть там может быть больше одного гена, да ещё и с регуляторными последовательностями. Среди генов, которые попали в эти области генома, есть и те, которые управляют биологическими часами, и те, которые влияют на обмен глюкозы, и те, от которых зависит реакция на никотин и кофеин, и ещё многие другие. Какие-то из них работают в мозге, каике-то – в сетчатке глаза, какие-то – в других местах.

Попутно авторы работы заметили, что чем «совинее» человек, тем выше у него генетическая предрасположенность к депрессии, тревожности и шизофрении, и тем хуже он вообще себя чувствует. Это связано именно с хронотипом, но не с бессонницей и не с качеством сна (хотя можно предположить, что если человек не просто поздно ложится и поздно встаёт, но ещё и плохо спит, то вероятность психоневрологических расстройств у него только повысится).

При этом не обнаружилось никакой связи между «генами хронотипа» и вероятностью диабета или ожирения. Однако тут нужно уточнить, что про диабет и ожирение в связи со сном обычно говорят, когда человек беспорядочно нарушает свой суточный ритм, когда его организм просто не может понять, как ему жить – «жаворонком» или «совой». То есть, наверно, нужно отличать тот хронотип, который достался по генам, и тот, который мы навязываем себе сами.