Генетики уточнили сроки «любовных встреч» разных видов людей

Люди современного вида повстречались с «денисовцами» несколько позже, чем с неандертальцами.

Когда-то эволюция человека выглядела довольно просто: находки выстраивали в чёткую цепочку от обезьяны к современным людям. Потом находок стало больше, а методы датирования точнее. Выяснилось, что одни виды людей жили в одно время с другими. Эволюционная цепочка превратилась в ветвистое дерево. Там, где раньше были только предки и потомки, появились братья, сёстры и прочие родственники, иногда весьма дальние.

Денисова пещера. Фото: loronet / https://flic.kr/p/oheXi1 / CC BY-NC-ND 2.0
Напластования Денисовой пещеры. Фото: loronet / https://flic.kr/p/oh9b1V / CC BY-NC-ND 2.0.
Зуб «денисовца». Фото: Thilo Parg / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Denisova_Molar.jpg / CC BY-SA 3.0

Так случилось и с неандертальцами. Сначала они из наших прямых предков «превратились» в сородичей, живших по соседству; когда несколько лет назад был расшифрован геном неандертальцев, картина снова усложнилась. Оказалось, что они хоть и не были прямыми предками нас с вами, но всё-таки оставили в нашей ДНК заметный след. Выходит, два вида скрещивались, причём, неоднократно. Первый раз это произошло около 100 тысяч лет назад, второй – примерно 47-60 тысяч лет назад. В итоге у любого современного жителя планеты, кроме коренных африканцев, есть от 1 до 4% неандертальских генов.

Однако неандертальцы были не единственными, к кому наши прямые предки проявляли интерес. Работы последних лет показывают, что они заводили детей и вместе с денисовцами, ещё одним далёким родственным видом (денисовцев выделили как отдельный вид после анализа ДНК из их останков, найденных в Денисовой пещере на Алтае, отсюда и название). Их общие потомки достигли тихоокеанских островов. Так, в ДНК жителей Меланезии оказалось примерно 5% «алтайских» генов.

Новая работа, опубликованная в журнале Current Biology, уточняет время встречи двух видов и расширяет географию их потомков. Исследователи сравнили денисовскую ДНК с геномами людей из 250 современных популяций. В результате «алтайский» след удалось найти в генах современных жителей Индии, Непала, Тибета, Бутана и некоторых других частей Южной Азии. По новым данным, люди современного вида и «денисовцы» встретились где-то в интервале между 44 и 54 тысячами лет назад, то есть несколько позже, чем с неандертальцами. Исследователи полагают, что перерыв между двумя рандеву мог длиться примерно 100 поколений.

«Вопросы о том, кто мы такие и откуда пришли, одни из самых важных в человеческой истории. Многие годы мы даже не знали о денисовцах. Теперь наше исследование несколько проясняет их роль. Оно также намечает новые пути, которым может следовать вычислительная биология», – отметил Шрирам Санкарараман (Sriram Sankararaman), один из авторов статьи, доцент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

По материалам University of California, Los Angeles.