Неандертальцы и сапиенсы встретились друг с другом раньше, чем считалось

Первые «свидания» между Homo sapiens и их близкими, но архаичными родственниками происходили около 100 тысяч лет назад.

Как известно, неандертальцы и люди современного вида (Homo sapiens, кроманьонцы) тысячелетиями жили бок о бок. В 2010 году, когда секвенировали геном неандертальца, стало ясно, что разные Homo не просто соседствовали, но вступали в весьма близкие отношения. Дети от подобных союзов, судя по всему, жили вместе с сапиенсами и постепенно растворились в них.

Реконструкция внешнего вида неандертальца. Музей естествознания в Лондоне. Фото: Paul Hudson / Flickr.com / https://flic.kr/p/n3eUMa / CC BY 2.0.

Однако благодаря им в геноме людей остался заметный неандертальский след: от 1% до 4% генов современные жители Евразии получили от неандертальцев. (При этом у африканцев таких генов нет – неандертальцев в Африке не было.) Считается, что встреча разных видов (или подвидов) древних людей случилась не раньше, чем сапиенсы вышли из Африки, то есть около 60-47 тысяч лет назад.

Однако в новой статье, опубликованной в журнале Nature, говорится, что «первое свидание» людей разных видов случилось намного раньше – около 100 тысяч лет назад. Исследователи (в списке авторов – больше 20 человек) не стали в очередной раз искать неандертальские гены в ДНК людей современного вида, а поступили ровно наоборот: посмотрели, есть ли у неандертальцев гены сапиенсов. Работа основывается на сравнении ДНК современных людей с ДНК четырёх древних особей: трёх неандертальцев (из Испании, Хорватии и Алтая) и одного денисовского человека.

Генетический след сапиенсов обнаружили в ДНК, извлечённой из фаланги стопы алтайского неандертальца (найдена в той же пещере, что и останки денисовца). А вот в генах испанского и хорватского неандертальцев такого следа нет. Нет его и в ДНК денисовца. О чём это говорит?

Авторы считают, что нашли свидетельство самых ранних, неизвестных контактов неандертальцев и людей современного вида. По их мнению, подобные контакты имели место около 100 тысяч лет назад, то есть намного раньше того, как сапиенсы появились в Европе. Возможно, след в геноме алтайского неандертальца оставила какая-то группа сапиенсов, которая вышла из Африки задолго до основной волны миграции. Где-то на Ближнем Востоке они встретились со своими близкими родственниками, а потом вымерли. Другая волна переселенцев, в конечном итоге захвативших всю Евразию, снова встретилась с неандертальцами. И вот тогда-то неандертальцы и оставили среди сапиенсов свой генетический след, сохранившийся до наших дней.

Напомним, что в последние годы вышло несколько работ, показывающих, что расселение сапиенсов по планете могло быть намного более сложным, чем считалось ранее. В частности, волн расселения могло быть несколько: имеются свидетельства о ранних «переселенцах» на Аравийском полуострове, на Ближнем Востоке и в Китае. Впрочем, пока что множественная модель расселения не является общепринятой.

По материалам ScienceDaily.