Масштаб возвращения Homo sapiens в Африку переоценили

Обратная миграция людей из Евразии в Африку, случившаяся около 3 тысяч лет назад, оказалась не столь обширной, как предполагалось сначала.

Большинство современных учёных сходятся во мнении, что первые представители вида Homo sapiens появились в Африке. Около 100 тысяч лет назад человек современного вида покинул свою «прародину» и расселился за её пределы, со временем заняв почти все уголки планеты.

По ДНК человек из пещеры Мота больше всего похож на людей современного эфиопского племени Ари. (Фото Charles Roffey / Flickr.com.)
Участок раскопок в пещере Мота. Фото: Kathryn and John Arthur / nature.com.

Дальнейшие исследования показали, что «исход» людей из Африки шёл непросто: во-первых, могло быть несколько волн расселения, во-вторых, как минимум одна миграционная волна «прокатилась» и в обратном направлении. Правда, последнее событие в контексте истории вида произошло сравнительно недавно – около 3 тысяч лет назад.

В октябре 2015 года в журнале Science вышла статья, в которой впервые описывался полный геном древнего человека из Африки. До сих пор прочитать ДНК древних африканцев не удавалось: она плохо сохранялась из-за жаркого и влажного климата. Тем, чью ДНК всё-таки удалось более-менее детально проанализировать, стал охотник-собиратель, живший около 4,5 тысячи лет назад в пещере Мота (современная Эфиопия).

Сравнив 250 тысяч пар нуклеотидов из генома Мота с теми же участками ДНК из 40 популяций Африки и 81 популяции Европы и Азии, исследователи выяснили, что Мота ближе всего к современному племени Ари, которое всё ещё живёт неподалёку от места находки. Человеку из Мота не хватает 4-7% ДНК современных африканцев – вероятно, именно эта часть генома изменилась в последние 4,5 тысячи лет. Новые участки генома оказались ближе всего к ДНК современных жителей Сардинии и доисторических земледельцев, живших на территории Германии. То, что такие участки в ДНК есть в геноме современных африканцев, предполагали и раньше, но человек из Мота стал своеобразной точкой отсчёта и позволил установить время возвращения сапиенсов в Африку.

Одним из главных выводов октябрьской статьи стала масштабность и массовость миграции. ДНК древних мигрантов, как показали первоначальные результаты, глубоко проникла внутрь Африки, достигнув западной и центральной части континента. Однако в конце января 2016 года авторы исследования были вынуждены признать свою ошибку: «возвращение» не было столь масштабным и затронуло только Восточную Африку.

Андреа Маника (Andrea Manica), генетик из Кембриджского университета (Великобритания), один из авторов октябрьской статьи, пояснил, что ошибка связана с несовместимостью программного обеспечения. Она возникла, когда исследователи сравнивали геном из Мота с ДНК европейцев. Специальный скрипт должен был устранить несовместимость между двумя пакетами программного обеспечения, но кто-то из исследовательской группы забыл запустить его. В результате получилось, что современное африканское население ближе к европейскому, чем оно есть на самом деле.

Ошибка проявилась, когда авторы исследования предоставили данные о геноме Мота своим коллегам. Понтус Скоглунд (Pontus Skoglund) и Дэвид Рейх (David Reich), генетики из Гарвардской медицинской школы (США), провели собственное сравнение ДНК. Им не удалось подтвердить выводы из октябрьской статьи, о чём они и сообщили авторам работы.

Понтус Скоглунд подчеркнул, что сам геном Мота – «просто фантастика». Он также обратил внимание на то, что авторы работы открыты для обмена информацией и довольно быстро предоставили материалы своим коллегам. Именно это обстоятельство позволило установить истину.

По материалам Nature News.