Все мы немного неандертальцы

Последние молекулярно-генетические данные показывают, что жители Евразии имеют в геноме «неандертальский след».

В журнале «Science», вышедшем 7 мая, опубликована статья группы ученых под руководством Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге (Германия). Им удалось расшифровать полностью геном неандертальца. Неандерталец (ископаемый человек, проживавший на территории современной Евразии 300-24 тысячи лет назад) и предок современного человека разделились на эволюционные линии двух видов около полумиллиона лет назад. Неандерталец оказался тупиковой ветвью эволюции, а потомки кроманьонца живут и поныне.

Еще совсем недавно пределом мечтаний для палеогенетиков было выделение из древних костей митохондриальной ДНК. Эта небольшая часть генома, передающаяся по материнской линии, присутствует в каждой клетке в сотнях копий, к тому же она имеет кольцевую структуру и поэтому лучше сохраняется. Выделение ядерной ДНК из ископаемых останков, представлялось совершенно нереальным. Однако стремительное развитие методов выделения, секвенирования и анализа ДНК сегодня сделало возможным то, что казалось совершеннейшей фантастикой пару лет назад. Немецкие ученые выделили ДНК из образца кости неандертальца мужского пола, проживавшего около 40 000 лет назад.

До последнего времени считалось, что две разновидности человека во время их совместного проживания в Европе (40-24 тысячи лет назад) не скрещивались между собой. Однако новые данные, полученные немецкими исследователями, свидетельствуют об обратном - в жилах современных европейцев и азиатов течёт неандертальская кровь. Учёные сравнили генетический материал китайца, француза, жителя Папуа — Новая Гвинея, и двух африканских представителей (а именно: из южной и западной Африки). Оказалось, что у людей азиатского, океанского и европейского происхождения совпадение геномов с геномом неандертальца колеблется от 1 до 4%, в то время как у африканцев «неандертальские гены» отсутствуют вовсе. То есть, строго говоря, полноценными «сапиенс» могут назваться только исконные представители негроидной расы (афроамериканцы не в счёт, австралийская раса пока не исследована).

Предположительно, Homo Sapiens и Homo neanderthalensis встретились 80-50 тысяч лет назад на Ближнем Востоке, когда люди современного типа начали активно заселять территорию Евразии. Учёные склоняются к мнению, что 40-25 тысяч лет назад, когда неандертальцы и люди современного типа расселились по Европе, они уже не скрещивались.

В процессе исследований учёные обнаружили у неандертальца ген, препятствующий усвоению молока (лактозы). Стало также известно, что неандертальцам были неведомы многие наследственные заболевания, которыми страдают современные люди - болезнь Альцгеймера, синдром Дауна, аутизм, шизофрения.

На верхнем снимке - карта расселения неандертальцев в Евразии