Деревянное топорище из каменного века

Редкая находка из Дании может дополнить наши представления о ритуалах жителей Северной Европы периода неолита.

При словах «топор каменного века» все сразу представляют собой орудие, сделанное из кремня. Но какой была его рукоять? Ответ на этот вопрос дала редкая находка из Дании: при раскопках, предваряющих строительство Фемарнбельтского туннеля (он соединит Германию и Данию), археологи нашли неолитический топор с сохранившейся деревянной рукоятью. Возраст находки – около 5,5 тысячи лет.

Топор с деревянной рукоятью из Родбюхавна. Фото: Museum Lolland-Falster.

Топор нашли в небольшом городе Родбюхавн (Rodbyhavn), на датском острове Лолланн. Он был вертикально воткнут в глинистый грунт на глубину около 30 сантиметров, который когда-то был морским дном. Глина и вода не пропускали воздух, и это сохранило находку от разрушения.

Хорошо сохранились и другие находки из органических материалов. Археологи нашли здесь же множество обработанных и установленных вертикально кольев, весло, два лука и около 14 рукоятей топоров. Последние тоже были в вертикальном положении.

Такое положение находок нетипично для археологических памятников. Обычно топоры и другие изделия лежат горизонтально. По мнению археологов, вертикальное положение может указывать на то, что топор воткнули в морское дно специально. Это могло быть частью какого-то ритуала. Вероятно, местные жители эпохи неолита использовали побережье для приношений богам.

На этом же участке археологи открыли скопления керамики и костей животных. «В одном из скоплений мы нашли около 60 челюстей от разных животных, вместе с двумя топорами, сделанными из рога благородного оленя», – рассказывает доктор Сорен Анкер Соренсен (Søren Anker Sørensen), археолог из Музея Лолланна и Фальстера. По его словам, у топоров из рога также были деревянные рукояти – части древесины сохранились в отверстиях, сделанных для топорищ.

Топоры были важными инструментами для людей каменного века. Их использовали в первую очередь для обработки дерева. Топоры также играли и большую роль в земледелии – в лесах Северной Европы без них нельзя было расчистить участки для посадки растений.

Ранее в этом же районе археологи обнаружили отпечатки ног людей, живших около 5 тысяч лет назад, и остатки ловушек для рыб. По мнению специалистов, следы оставили рыбаки, пытавшиеся спасти ловушки от наводнения. Стихия покрыла отпечатки слоем песка. Судя по их размеру, рыбаков было, как минимум, двое. «Спасённые» ловушки были позже использованы в другом месте, считают археологи.

По материалам: Past Horizons, BBC, Mail Online