Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Зимовье зверей. Горный зубр

О том, как зимуют зубры на горных лугах Кавказского заповедника, рассказывает Сергей Трепет, ведущий научный сотрудник заповедника.

Зима, хоть и непродолжительная на юге, все же оказывается наиболее сложным периодом в жизни животных. Основную трудность создают не столько низкие температуры, сколько высота снега. Каждый по-разному приспосабливается, как пережить это тяжелое время.

Для копытных животных возможности и места зимовок определяет высота ног. Например, для маленькой косули критическими становятся даже 20 см выпавшего снега. Интересно, что такая же высота снега способна ограничить передвижение относительно коротконогого леопарда, и эти звери предпочитают покидать зимой горные леса. А длинноногий олень зимует на верхней границе леса, причем крупные самцы выбирают участки с высотой снега около 1 м. Самки с оленятами зимуют чуть ниже, в снегу около 50 см. В таких условиях олени имеют очевидное преимущество перед своими врагами – волками. Лишь образование наста может сыграть на руку более легким хищникам.

Зубры используют двойную тактику: часть зубров зимует на горных лугах, используя выдувные и выгревные склоны, где обнажаются высохшие злаки, осоки и можно легко передвигаться. Часть же остается зимовать в лесу, предпочитая пихтовые массивы, поймы рек и лавинные лотки, где даже в зимнее время достаточно корма.

Но всё же зимний ресурс для такого крупного животного ограничен, поэтому зубры разбиваются на небольшие группы. Кстати, в таких же условиях леса зимуют и кабаны, но они, наоборот, объединяются в крупные гурты, облегчая друг другу передвижение по глубокому, до 1 м, снегу.

Что же позволяет животных использовать для зимовки эти, казалось бы, неподходящие местообитания? Дело в том, что ветер очень быстро освобождает от снега наветренные участки склонов, независимо от их экспозиции, а солнце - южные склоны, и таким образом, на лугах образуются большие свободные от снега пространства, используемые зубрами как кормовые площадки. Их конфигурация постоянно меняется в зависимости от климатических особенностей зимы. В сильные снегопады бесснежные участки исчезают вовсе, при определенных условиях на лугах ненадолго может формироваться плотная снеговая или ледяная корка, и, тем не менее, зубры не спускаются в лес и добывают корм прямо из-под снега.

Зубры – типичные горно-лесные животные. На Западном Кавказе они обитают от 600 – 700 м над уровнем моря и занимают предгорные широколиственные леса и буко-пихтарники северного макросклона Главного хребта, а также горные луга до высоты 2700 м за исключением скальных участков. В Кавказском заповеднике сформировались и продолжают развитие несколько локальных пространственных группировок зубров с центрами на хребте Пшекиш, в верховьях реки Бамбачка, на отрогах горы Уруштен, в Мастаканской долине, на Луганском перевале. Локальные группировки зубров не изолированы друг от друга. Между соседями постоянно происходит обмен особями. Благодаря этому увеличивается генетическое разнообразие, и, следовательно, устойчивость всей популяции, которая продолжает развиваться.

Зимовка зубров на горных лугах в своем роде уникальное явление. Ранее считалось, что лес вообще, вне зависимости от породного состава, являлся основной зимней станцией зубров. С.Г.Калугин (1968) считал, что лес служил не только местом пастьбы животных, но и имел для них большое защитное значение, а выход зубров на открытые пространства обычно носил временный характер. Ученый писал, что горные луга служат «естественной границей для расселения зубров».

Зимовки зубров на открытых пространствах горных лугов впервые отметил А.С. Немцев в 1980-х гг. Ученый отмечал, что в малоснежные годы зубры (до 10 особей) оставались зимовать на лугах в верховьях Княжеской и Кабаньей балок. После установления снежного покрова часть животных Умпырской группировки использовала для пастьбы юго-западные луговые склоны Сергиевого Гая. Часть зубров Уруштенской группировки (7—10 особей) нередко зимовали в окрестностях перевала Трю. При этом во всех случаях животные не формировали крупных скоплений, и, по-видимому, такие небольшие зимующие группы появлялись лишь в отдельные малоснежные годы. Впервые зимовка крупного скопления зубров, численностью 68 особей, отмечена в 1998 г. в долине реки Бамбачка.

С этого времени началось постоянное наблюдение этого зимнего скопления. В 2003 г. в заповеднике начал практиковаться вертолетный облет горно-луговых зимовок зубров с точным подсчетом всех животных. Обнаружилось, что зубры таким же образом начали зимовать на горных лугах плато Трю (хребет Скирда), а также на Бурьянистом хребте (один из восточных отрогов горы Джуга), где в период работы Немцева зубры почти не обитали не только зимой, но даже летом. Численность зимующих на Солонцовом хребте зубров постепенно увеличивается: в феврале 2015 г., здесь насчитали около 150 зубров, а всего в заповеднике на горных лугах зимуют около 300 зубров, или почти треть популяции. Как животные переживают эту многоснежную зиму и сколько зверей проводит зимовку на горных склонах заповедника, покажет ближайший авиаучет. Ежегодное научное мероприятие пройдет традиционно, в феврале.

По материалам kavkazzapoved.ru.