Что можно увидеть на небе в третью декаду ноября

Добро пожаловать в мир звёздного неба! Мы всегда рады помочь разобраться в хитросплетениях небесных клубков. Неподвижные звёзды, блуждающие планеты, стремительные метеоры… Ослепительное огненное Солнце и его отражение чёрными космическими шлаками… И конечно, экзотический небесный зверинец! Музей открытого неба ждет вас!

5 ноября 2017 г., 0 часов 0 минут, время и небо московское, область зенита: север — восток — юг; Жираф, Персей, Возничий.
25 ноября, 0 часов 0 минут, юг — юго-запад — запад. Плеяды и Гиады в Тельце, Персей, Овен, Треугольник с галактикой М 33, Андромеда с галактикой M 31, Уран в Рыбах.
25 ноября в 7.30 утра , юго-восток. Марс, Юпитер и Венера, астероиды Веста и Эвномия во владениях Девы и Весов; Змея и Змееносец .
21 ноября 16.30 , юго-запад, московское небо и время. Меркурий, Сатурн, Луна и Плутон во владениях Змееносца и Стрельца.
29 ноября 2017 г. 23 ч, запад. Луна и Уран в Рыбах, Кит, Нептун в Водолее; звёзды до 7m .

Созвездия смещаются на фоне земных ориентиров с каждым часом и каждым днём. С уверенностью говорить о положении небесных тел и их конфигурациях можно лишь точно зафиксировав время и место. Для определённости  выберем точку внутри нашей декады — 25 ноября, 0 часов 0 минут. Такая  точность придаст нам уверенности и не позволит запутаться в хитросплетениях небесных узоров. Смотрим.

На востоке, подбрасывая вверх передними лапами неповоротливого Рака, начинает выползать из-за горизонта огромный трапециевидный Лев. В непосредственной близости от западного меридиана расположилась белая звезда по имени Аселлус Бореалис, α Рака, Can  (4,7m, A1). В полутора градусах правее посредством бинокля или подзорной трубы без особого труда  обнаруживается рассеянное скопление M 44, Ясли. Слегка поцарапав членистоногому панцирь, подпрыгивает в вышину Рысь. Катится на своей колеснице Возничий.

В области зенита хозяйничает длинношеее животное Жираф. Вы никогда не слышали  о рассеянном скоплении King 6 из созвездия Жираф? В поперечнике 7 угловых минут, умеренный диапазон яркости, ярчайшая звезда 10m. Скопление нечётко выделено из окружающего звёздного поля и звёзд в нём меньше пятидесяти. Для рассеянного скопления  это считается малым. В назначенное нами время скопление расположилось в 2,5º в сторону северо-запада от самой верхней точки небосвода.

Теперь повернём вместе с пятнистым зверем голову на север. Двигаясь вдоль границы Жирафа и Кассиопеи, незаметно для себя натыкаемся на Полярную звезду, α UMi (2,0m, F7). Звезда, как и наше Солнце, жёлтого цвета. Только немного светлее.  Ковш Малой Медведицы направлен вертикально вниз. По латыни созвездие зовётся Ursa Minor, сокращённо UMi. Далее следует белая звезда Йилдун δ UMi (4,4m, A1) На углу ёмкости малого ковша северный меридиан встречает на своём пути также белую ζ  UMi (4,3m, A1). Перешагивая через тело Дракона, оказываемся во владениях Геркулеса. Под одной из его рук чуть высунулось из-за горизонта созвездие Северной Короны. Но знаменитого его ожерелья пока что не видать.

В западной стороне перебирает землю ручка ковша крылатого коня Пегаса. На изгибе встречам белую звезду Бегам, θ Пегаса, Peg (3,5m, A2), на углу квадрата Пегаса — красную звезду Шеат, β Peg (2,4m, M2). Перешагивая через Андромеду и осторожно минуя голову Персея, вновь попадаем во владения Жирафа.

Южный меридиан снова приведёт в гости к Персею. Алголь, Горгония Кварта, Горгония Секунда и Горгония Терция (Тертиа) остались немного в стороне от нашего звёздного пути. Крылатая сандалия отважного героя обозначена голубой звездой Атик, ο Персея, Per (2,8m, B0). Обутая ступня Персея указывает на миниатюрный ковшик — звёздное скопление Плеяды M 45. На Украине это скопление называли Квочкой. Таким образом, мы прошли уже три небесных ковша. Не хватает только Большой Медведицы. Доберёмся и до неё, но только не в этот раз.

«А когда до скопления остались считанные парсеки, оно стало расширяться, наливаясь светом, — читаем в романе «Галактическая разведка» из трилогии «Люди как боги» Сергея Снегова. — Великолепное созвездие, туго набитое ярчайшими светилами, разгоралось в небе. Гайгета, Астеропа, Целена, Электра, Меропа, Майя, Альциона, Плейона, Атланта — каждая ярче наших Сириусов и Канопусов — играли разноцветными огнями, к ним теснились десятки других светил». Спускаясь по южному меридиану, мы оказываемся совсем близко, всего в двух минутах дуги от голубой звезды Майя, 20 Тельца, Tau  (3,9m, B8), крайней угловой плошки «плеядьего» ковшика». А в пространстве до нашей Майи 360 световых лет. Как градусов в полном обороте.

Держась за рога звёздного Тельца, погружаемся в воды небесной реки Эридан. Погружаемся вблизи оранжевой звезды по имени Рана ин Бечвар, δ Эридана, Eri (3,5m, K0). 29,5 световых лет до неё, меньше десяти парсек. Не каждый день встретишь такую близкую звезду!

Как там наши планеты? Лучше всего искать их по утрам. Там собираются Юпитер, Венера и Марс. По очереди меняются местами. Не далее, как в прошлой декаде, сошлись вместе, чтобы разойтись в разные стороны, Венера и Юпитер.

Вот Венера показалась
 И Юпитер подмигнул
 Темноты уж не осталось
 Слышен ровный птичий гул.

Какая из планет видна лучше? Если судить по высоте над горизонтом, то это — Марс. Выбираться из звёздной Девы он не спешит. Блеск и видимый диаметр оставляют желать лучшего. Но искать планету на утреннем небе и следить, как она перемещается на фоне созвездий, всегда интересно. Атмосферные условия и засветка не всегда позволят разглядеть Марс, однако в бинокль он заметен достаточно хорошо. Между Львом и Юпитером.

Если судить по блеску, то лучше всего должна быть видна Венера. Что говорить, ей не страшно и светлое небо, и низкое положение. Такого яркого светила больше на небе не сыскать. Но высоко небесной красотке больше не сидится. Стремится  навстречу Солнцу. И если и видна, то достаточно низко над горизонтом. Интересно, что фаза у внутренней Венеры превышает её значение для внешнего Марса. Обычно бывает наоборот.

Промежуточное положение между Марсом и Венерой занимает Юпитер. И по положению в пространстве, и по наблюдательным характеристикам. Похоже, незаметно пришло его время. Полосы и спутники к вашим услугам!

Ничего не нашли на утреннем небе? Есть небо вечернее. Высота, как у Венеры, блеск как у Марса. Сатурн, где ты спрятался? Стрелец — место его обитания. Компания Меркурия и Плутона — не самое плохое, что бывает на свете. Тем не менее, такие условия наблюдения считаются неудовлетворительными. Даже для Сатурна, что уж говорить про Плутон. Сатурн может служить подспорьем для обнаружения Меркурия. А кто, кстати, лучше виден? У Меркурия приличней блеск, зато чересчур низкое положение. Но никто нам не запретит пошарить биноклем область около горизонта.

Осталось ночное небо. Там обитают невидимые планеты. Уран перемещается по Рыбам вблизи омикрона. С правой стороны, не отходит дальше четырёх градусов. Нептун плавает в окрестностях лямбды Водолея. Прямо под ней, и расстояние меньше градуса. У обеих экзотов движение попятное. Нептун по природе своей уступает Урану и в блеске, и в диаметре. Высота у Урана прекрасная и продолжительность видимости – то, что надо, хотя самые лучшие времена уже прошли. Существенным плюсом для Нептуна является близость яркой лямбды. Ищите, пока планеты не перескочили на вечернее небо! Нептуну осталось совсем немного. С Ураном полегче, но надолго ли? Нет ничего вечного, даже на небе.

Информация об условиях видимости планет собрана в таблице 1. За основу берётся московское время в часах и минутах и московское небо. Под высотой над горизонтом понимается максимально возможная высота при условии, что  Солнце из-за горизонта уже не покажется или ещё не показалось.

Видимость, как известно, бывает вечерняя, утренняя и ночная. При вечерней видимости объект проступает на определённой высоте с началом тёмного времени после захода Солнца и своими силами постепенно опускается за горизонт.

При утренней видимости планета восходит перед восходом Солнца при начинающем светлеть небе. При ночной видимости светило восходит с заходом Солнца и заходит при его восходе. Но это в лучшем случае. Возможна видимость в первой  (как у Нептуна) или второй половины ночи. При вечерней видимости нас интересуют время захода и высота над горизонтом сразу после захода дневного светила.  При утренней видимости используются высота перед восходом Солнца и время восхода планеты. При ночной видимости используется высота в верхней кульминации. т. е. при пересечении  южного меридиана.
table1.jpg
Таблица 1. Условия видимости  планет. 27 ноября 2017 г. Восход Солнца в Москве в этот день намечен на 8 часов 38 минут по московскому времени, заход Солнца - в 16.00.
table2a.jpg
Таблица 2. Сближение небесных объектов с Луной.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты  и яркие звёзды.
На этот раз в сети нашей декады попала первая четверть. Приходится она на 26 ноября.

Пару слов замолвим о небесных камнях — метеорах. Нас интересуют потоки, активность которых хотя бы частично попадает на третью декаду ноября.
Продолжает беспокоить жителей Земли метеорный поток Тауриды, разделяющийся в космическом пространстве на две ветви: северную и южную. Сроки у обеих ветвей одинаковые, но максимумы немного различаются. Метеоры медленные, не исключено появление ярких болидов и метеоритов. Возможно появление метеоров в атмосферах Венеры и Марса.

Очень интересным потоком являются Леониды.  Персеидам он, конечно, уступает, но зато возможны яркие вспышки, которые при благоприятных обстоятельствах можно увидеть  и при светлом небе, и даже сквозь тучи. Вспышки, как правило, наблюдаются под утро.  Метеоры очень быстрые. Много ярких болидов, которые оставляют следы на небе.
Максимумы этих потоков уже миновали. Хотя активности частично попадают на выбранный нами период времени. Но есть один поток, максимум которого приходится как раз на нашу декаду. Это α-Моноцеротиды. От слова моноцерос — единорог. Поток слабый, изучен не совсем хорошо.  Следом идут Геминиды. Но их максимум приходится уже на декабрь.

table3.jpg
Следите за нашими выпусками и читайте «Науку и жизнь»!

Автор: Алексей Пахомов