Что можно увидеть на небе во вторую декаду ноября

На центральную декаду месяца попало новолуние – время, наиболее благоприятное для наблюдений метеоров, объектов дальнего космоса, и невидимых планет.

15 ноября 7 ч утра, юго-восток, московское небо и время. Юпитер с Венерой, Марс и Луна в Деве; Весы, Волопас и Ворон; астероиды Эвномия и Веста.
16 ноября 2017 г., 0 часов 0 минут, область зенита, запад. Персей, Треугольник с галактикой М 33, Андромеда с галактикой M 31, Кассиопея и Цефей.
16 ноября 2017 г. в 0 часов 0 минут, запад. Уран в звёздных Рыбах, Нептун в Водолее, Кит и Пегас.
19 ноября в 16.30, юго-запад. Над горизонтом: Сатурн, Меркурий и Луна в Змееносце. Под горизонтом: Солнце, Венера и Юпитер в Весах. Между Змееносцем и Весами протиснулся Скорпион.

Созвездия смещаются относительно земных ориентиров с каждым часом и каждым днём. Для определённости посмотрим на небо в полночь 16 ноября.

На юге, передавая привет от Ориона, его знаменитой туманности М 42 и сверкающего горячего Ригеля, перед поворотом вниз упирается в звёздного Кита небесная река Эридан. Поднимаясь вверх, мы встретим подмигивающую красным глазом голову Кита. Смотрит на нас α Кита (2,5m, M2) по имени Менкар. На Кита водрузился рогатый Овен. На одной высоте с ним переливаются Плеяды.

Высоко кружит Персей с головой Горгоны Медузы в руке. Сверкают звёздочки π Персея (4,7m, A2), ω Персея (4,6m, K1) и ρ Персея (3,3m, M3) – Горгония Секунда, Горгония Кварта и Горгония Тертиа (Терция), белая, оранжевая и красная, музыкальные интервалы на звёздном небе. Совсем близко от них притаилась знаменитая переменная звезда Алголь, β Персея (2,1m, B8).

Во владения Персея попала и точка зенита. С противоположной, северной стороны протянулись приграничные территории Кассиопеи. С другой стороны от горгоновых музыкальных интервалов повернулся остриём вниз, слегка при этом наклонился, будто выслеживая земную жертву, небесный Треугольник.

Треугольник содержит в себе одну из самых знаменитых, но не такую доступную, как может показаться с первого взгляда, спиральную галактику M 33, она же NGC 598. Галактика включает в себя множество массивных голубых звёзд, а также несколько туманностей и звёздных скоплений. Отдаляет нас от М 33 без малого 3 миллиона световых лет. Угловые размеры галактики 73′ х 45′, яркость – 5,7m. Но, несмотря на кажущуюся большую яркость, для ее наблюдения рекомендуется использовать хотя бы самое минимальное увеличение. Из-за большой площади поверхностная яркость М 33 составляет всего 14,5m.

Ещё раз окинем взором Треугольник. К слову, таким же остроугольным равнобедренным треугольником выглядит «костяк» Местной группы галактик: наша галактика Млечный Путь с одной стороны, M 33 и M 31 с другой.

Спускаясь по западному меридиану, переходя через прикованную Андромеду, попадаем во владения крылатого коня Пегаса. Если мы правильно сориентировались, то должны на своём пути повстречать звёзды Матар и Эниф, они же – η Пегаса (2,9m, G2) и ε Пегаса (2,4m, K2). Жёлтая Эта Пегаса – спектральный двойник нашего Солнца. Горизонтально перемещаясь от кончика хвоста Пегаса, оранжевого Энифа, в бинокль можно увидеть шаровое скопление M 15. Чуть пониже не позволит нам упасть созвездие Малого Коня. На севере из-за горизонта высовывается голова Волопаса. Звёздный Саид к вашим услугам! Над Волопасом в унисон выгибаются тела Дракона и Малой Медведицы. Проходя мимо Полярной звезды, снова попадаем во владения Кассиопеи и Персея.

Осталась восточная сторона. Перелезая через Жирафа, садимся в колесницу Возничего. Небесный возница катится по телам Близнецов, головы которых в упор смотрят на звёздного Рака. В сердце Рака сверкает в форме небольшой стрелки хорошо видимое рассеянное скопление Ясли, оно же Улей и М 44. Внутри созвездия можно повстречать также рассеянное скопление М 67. У самого горизонта клешня Рака собирается откусить голову небесной Гидре.

А что же планеты, ожидаются ли какие происшествия в центральную декаду последнего осеннего месяца?

Неожиданно распадается «девичий» четырёхугольник: четыре планеты, притаившиеся в созвездии Девы, разлетаются кто куда. Венера с Юпитером переходят в созвездие Весов. Меркурий семимильными шагами, перепрыгивая из созвездия в созвездие, забирается в звёздный Скорпион, затем в Змееносец. И вот он уже в Стрельце. Остаётся сторожить Деву один красно-оранжевый Марс. По идее, ближайший наш внешний планетный сосед должен перемещаться на фоне неподвижных звёзд быстрее всех. Но он решил осмотреться по сторонам, как бы прикидывая перспективы дальнейших путешествий – в промежутке между двумя противостояниями можно себе такое позволить. И в царстве Девы Марсу достаточно уютно, особенно, когда не мешают другие планеты Солнечной системы. С учётом увеличения продолжительности тёмного времени суток его видно все лучше, и высота над горизонтом у него приличная.

Долго светила на утреннем небе яркая белолицая Венера. Но даже прекрасная Афродита нуждается в отдыхе. На смену ей приходит Юпитер, могущественный Зевс-громовержец. Хоть владыка планет значительно превосходит небесную красотку в размерах, с точки зрения земного наблюдателя они очень даже похожи. Оба белые, оба яркие и оба появляются на светлеющем утреннем небе незадолго до восхода Солнца. Иногда их можно спутать. Но различие в блеске должно быть ощутимо, особенно, когда волею случая две планеты оказались рядом. Хотя какой там может быть случай... Точные, давно проверенные законы небесной механики! Кто из двух должен быть ярче? А вы посмотрите на утреннее небо середины ноября – туда, где вот-вот взойдет Солнце. Сближение Юпитера и Венеры ожидается 13 ноября. Затем прямым движением Юпитер из Девы направляется в сторону звёздных Весов. Гигант пересекает границу созвездий 15 ноября, а в декабре планеты разлетаются в разные стороны. Юпитер поднимается, Венера – наоборот.

Первую половину ноября Венера проводит в той же Деве. Наступает время её неудовлетворительной видимости. Но приличный блеск пока спасает положение. Смотрим утром на юго-восток. Светлеющий участок неба будет служить неплохим ориентиром. В Деве Венере не сидится. Шествуя по пятам за грозным Юпитером, 14 ноября прекрасная Афродита переходит в звёздные Весы. Смена созвездий произойдёт на следующий день после их небесной рокировки.

Не спеша перемещается по Змееносцу Сатурн. Сравнительно небольшая скорость движения не помешает перейти ему 19 ноября в созвездие Стрельца. Видимость вечерняя, юго-запад. В Стрельце также обитает бог подземного царства Плутон. Чтобы хотя бы приблизительно прикинуть место его пребывания, отыщите светло-жёлтую звезду по имени Альбальда, π Стрельца (2,9m, F2).

Уран движется в окружении звёздных Рыб. Вся ночь в нашем распоряжении. Ориентир – звезда Торкуларис Септентрионалис, ο (омикрон) Рыб (4,3m, K0). Уран отходит вправо от нее на 2,5°. Очень хорошая ночная видимость. Постепенное смещение в первую половину ночи. Южная сторона в сторону юго-запада. Смело берите бинокль в руки!

Нептун перемещается по Водолею, его движение почти не заметно. Ориентир – звезда λ Водолея (3,7m, M2). Ниже нашей лямбды в 40′ и обитает морской гигант Солнечной системы. Юг – юго-запад. С ухудшением погодных условий становится труднее наблюдать далёкие планеты. Для Урана это ещё не так ощутимо, но Нептун уже переместился в первую половину ночи. Вторая половина, похоже, пришлась ему не по душе.

Скажем пару слов и о Меркурии. Реально ли увидеть вестника богов? Безусловно, да. Видимость – вечерняя, но на данный момент слишком светло, и Меркурий расположен слишком низко. Хорошим ориентиром является Сатурн, а блеск самой внутренней планеты заслуживает внимания. Так или иначе, ищем бога времени, а там, чуть пониже, что-то должно блестеть. В крайнем случае, подключим воображение. Между планетами 10 градусов. Сближение Сатурна с Меркурием ещё впереди.

Планета Время суток видимости Время восхода (захода)
 ч мин
Сатурн Вечер  18.00  заход 8,5 0,53 15 1,00 Змееносец
Уран Ночь   5.19  заход 43,5 5,71 4 1,00 Водолей
Нептун Ночь   0.54  заход 26 7,87 2 1,00 Рыбы
Плутон Вечер  19.37  заход 12,5 14,33 0 1,00 Стрелец
Таблица 1. Условия видимости планет в Москве 16 ноября 2017 г. Восход Солнца в 8 часов 17 минут по московскому времени, заход Солнца – в 16.16.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. 15 ноября она будет в 3,1° к северу от Марса, а 17 ноября в 3,5° и 3,8° к югу от Юпитера и Венеры соответственно.

На этот раз в сети нашей декады попало новолуние. Приходится оно на 18 ноября. Фаза, наиболее благоприятная для наблюдений метеоров и объектов дальнего космоса. Неплохо наблюдать в этих условиях и невидимые планеты. Накануне новолуния, за день-два Луну можно обнаружить на светлеющем утреннем небе. После новолуния Луна появляется уже на небе вечернем. Есть примета, что когда вы увидели на небе только что зародившуюся Луну, в карманах должны быть монеты. И лучше, чтобы они звенели...

Было бы несправедливо ни слова не сказать о небесных камнях – метеорах. Продолжает беспокоить жителей Земли метеорный поток Тауриды, разделяющийся в космическом пространстве на две ветви: северную и южную. Сроки у обеих ветвей одинаковые 1.10 – 25.11, но максимумы немного различаются. Метеоры медленные, не исключено появление ярких болидов и метеоритов. Возможно появление метеоров в атмосферах Венеры и Марса. Максимум Северных Таурид как будто уже миновал. На нашу декаду попадает максимум Северных Таурид, который должен случиться 12 ноября. Для наблюдений метеоров лучше, когда максимум активности расположен ближе к новолунию. С этим как будто у нас всё в порядке.

Очень интересным потоком являются Леониды 10.11 – 21.11. Персеидам он, конечно, уступает, но зато возможны яркие вспышки, которые при благоприятных обстоятельствах можно увидеть и при светлом небе, и даже сквозь тучи. Вспышки, как правило, наблюдаются под утро. Метеоры очень быстрые. Много ярких болидов, которые оставляют следы на небе. Максимум потока приходится на 17 ноября. Это значит, что он как раз попадает на выбранную нами декаду.

За Леонидами следуют α-Моноцеротиды 1.10 – 25.11. Поток слабый, изучен не совсем хорошо. Следом идут Геминиды. Но их максимум приходится уже на следующую, третью по счёту декаду ноября месяца. Следите за нашими выпусками и читайте «Науку и жизнь»!

Удачных наблюдений!