Звери начали захватывать землю ещё при динозаврах

От вымирания вместе с динозаврами млекопитающих спасло их собственное экологическое разнообразие.

Млекопитающие появились ещё в те времена, когда земля была царством рептилий. Сейчас мы представляем себе первых зверей как невзрачных крысоподобных существ, которые шныряли под ногами динозавров. Но потом случилось вымирание, и львиная доля динозавров (да и не только динозавров) канула в небытие. От них остались те, которые дали начало птицам. И млекопитающие тоже остались. Может возникнуть вопрос, почему такие разнообразные и многочисленные динозавры вымерли, а какие-то невнятные звери не вымерли.

Реконструкция внешнего вида зверя из рода Megazostrodon, жившего около 200 млн лет назад. (Фото: Theklan / Wikipedia

Одна из причин была в том, что динозавры как группа оказались не так экологически устойчива, как млекопитающие. Сотрудники Эдинбургского университета вместе с коллегами из Испании, Финляндии, США и Великобритании проанализировали 1600 ископаемых находок, обнаруженных в Северной Америке и относящихся к меловому и палеогеновому периоду (вымирание динозавров случилось как раз при переходе от мела к палеогену). Эти 1600 находок относились более чем к 470 родам животных: динозаврам, крокодилам, рыбам, млекопитающим и др. С таким разнообразием можно попытаться смоделировать экологическую картину того, что происходило тогда на земле, какие были пищевые цепочки, какие стрессы могла выдержать экосистема, и так далее.

Вообще говоря, подобные модели обычно строят для современных экосистем. Если же мы имеем дело с доисторическими временами, то мы просто обязаны учитывать, что до нас дошли останки далеко не всех животных, а среди тех, что дошли, есть явный перекос в сторону крупных видов; не все останки позволяют в точности понять, какова была экологическая роль у того или иного вида. Тем не менее, по поводу зверей и динозавров исследователи полагают, что их выводы вполне надёжны, пусть и с определёнными оговорками.

В статье в Science Advances говорится, что наибольшие шансы пережить вымирание были у тех, кто жил в пресных водоёмах, а также у мелких наземных существ. (Кстати, про птиц мы как-то писали, что все современные виды произошли от небольших предков, которые бегали по земле, подобно куропаткам или перепелам, и которые смогли пережить мел-палеогеновое вымирание.) Кроме того, к прилёту астероида, который по наиболее популярной гипотезе и спровоцировал вымирание динозавров, звери достигли значительного экологического разнообразия: они ели очень разную еду и могли жить в разном климате. Ещё они быстро размножались, а это значит, что они могли в случае чего быстро восстановить свою численность.

Конечно, многие виды зверей вымерли вместе с ящерами, но речь идёт не о конкретных видах, а о группе в целом. Динозавры же, несмотря на кажущееся разнообразие, были в экологическом смысле довольно неповоротливы. Для них наиболее предпочтительной оставалась определённая температура, определённая влажность, определённая еда. Среди них были хищные и травоядные, но как группа они не занимались экологической экспансией — в отличие от зверей. Можно сказать, что звери начали исподволь захватывать землю ещё тогда, когда у динозавров, казалось, всё было хорошо. Когда те исчезли, млекопитающие начали активно занимать освободившиеся экологические ниши, но надо учитывать, что они занимались этим и до вымирания. К моменту астероидной экологической катастрофы звери были уже достаточно разнообразны, чтобы кто-нибудь из них да выжил, сохранив будущее для всей группы в целом.