Аллергия может возникнуть из-за антибиотиков

В детстве иммунитет ещё только учится работать правильно, и антибиотики могут ему в этом серьёзно помешать.

Исследователи из Ратгерского университета пишут в Mucosal Immunology, что астма и аллергия могут возникнуть из-за приёма антибиотиков в раннем детстве. Многие наверняка сразу догадаются, о чём пойдёт речь: антибиотики вредят кишечной микрофлоре, а из-за проблем с микрофлорой начинаются и проблемы с иммунитетом.

Иммунная система должна защищать нас от патогенных микробов. Но в кишечнике у нас живёт масса полезных симбиотических бактерий, без которых нам не обойтись. Иммунным клеткам необходимо уметь отличать «своих» от «чужих», и научиться этому нужно как можно раньше — то есть в детстве. Общаясь с симбиотическими бактериями, иммунная система понимает, что ей нужно себя контролировать, что прежде чем атаковать, нужно окончательно убедиться, что перед тобой действительно опасный враг. Аллергии же и аутоиммунные заболевания связаны как раз с повышенной возбудимостью и неразборчивостью иммунитета: он бурно реагирует на безобидные вещества и даже на клетки собственного организма, потому что ему показалось, что от них исходит угроза. Отсюда происходит так называемая теория избыточной гигиены: считается, что сверхвозбудимость и неразборчивостью иммунной системы связана, среди прочего, с тем, что в детстве она мало общалась с бактериями, как дружелюбными, так и не очень.

Теорию избыточной гигиены до сих пор довольно убедительно проверяют в различных исследованиях. В новых экспериментах пятидневным мышатам давали антибиотики азитромицин и амоксициллин, а после того, как они взрослели, им вводили взвесь клещевых аллергенов — то есть фрагментов тел и продуктов метаболизма клещей домашней пыли (так называют группу крошечных клещей, живущих повсеместно в наших домах). Клещи домашней пыли — одна из главных причин астмы, ещё они вызывают кожные аллергии, сенную лихорадку, аллергический конъюнктивит. В ответ на клещевые аллергены у мышей, которые получали в детстве антибиотик, повышался уровень аллергических антител (или иммуноглобулинов Е, IgE) и сигнального белка интерлейкина-13 (IL-13), который стимулирует синтез IgE и в целом отвечает за аллергическое воспаление. У мышей, которые антибиотиков в детстве не получали, ничего подобного не происходило, их иммунитет спокойно реагировал на клещевые аллергены (которые сами по себе никакой угрозы организму не представляют).

Важно, что антибиотики мышам давали в терапевтических дозах, которые обычно прописывают, чтобы избавиться от какой-то инфекции. То есть у мышат после курса лекарств какая-то микрофлора в кишечнике всё-таки оставалась, антибиотики её всю не уничтожали. Но очевидно, что для симбиотических бактерий это была какая-то встряска, некоторых из них стало меньше, некоторые, может быть, вообще исчезли, а некоторые потом расплодились взамен тех, кто исчез. В следующих экспериментах исследователи взяли других взрослых мышей и изгнали из них всю кишечную микрофлору. Затем этим «безбактериальным» мышам пересадили образцы микрофлоры от мышей из предыдущего эксперимента — от тех, кто в детстве получил антибиотики, и тех, кто рос без антибиотиков.

На клещевые аллергены взрослые мыши с чужой микрофлорой никак не реагировали — очевидно, потому, что их иммунитет уже был вполне сформировавшимся, обученным отличать правильное от неправильного. Но вот их потомство оказывалось предрасположенным к аллергии. Маленькие мышата получают образцы микрофлоры из гнезда, от родителей, но у их родителей к тому моменту, когда у них появилось потомство, микрофлора была уже другая, пересаженная от тех мышей, которые в детстве получали антибиотики. Если же микрофлору пересаживали от обычных мышей, которые антибиотики в детстве не получали, то потомство мышей с пересаженной микрофлорой было вполне обычным, без склонности к аллергии.

Хотя эксперименты ставили на мышах, авторы работы полагают, что у людей всё происходит более или менее так же. Конечно, у аллергий есть много причин, в том числе и врождённых генетических. Но всё-таки лучше детей по возможности оградить от антибиотиков, используя их только тогда, когда это действительно необходимо.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее