Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Кишечные бактерии защищают от пищевой аллергии

Кишечная микрофлора не даёт потенциальным аллергенам проникнуть в кровь, тем самым предотвращая развитие аллергической реакции иммунной системы.

Пищевая аллергия, наверно, самая неприятная из всех аллергий, ведь с ней ты не просто не можешь есть, что хочешь, но и должен следить, чтобы случайно не проглотить опасный продукт – последствия могут быть самыми тяжёлыми, вплоть до анафилактического шока. Число случаев пищевой аллергии в последнее время заметно растёт: так, в США с 1997 по 2011 годы дети стали болеть ею на 50% чаще. Объясняют это по-разному. Одни говорят, что всё дело в смене рациона: дескать, современный человек питается не так, как его предки, и наш организм не успел приспособиться к новым продуктам питания, так что иммунитет воспринимает то, что мы едим, как опасные чужеродные вещества. По другой версии, всё дело в желудочно-кишечной микрофлоре, которой приходится выдерживать целые потоки антибиотиков – например, в тех же США среднестатистический ребёнок к двухлетнему возрасту уже проходит около трёх антибиотических курсов. Лекарства призваны помочь нам справиться с вредными микробами, однако и полезные кишечные симбионты при этом тоже страдают. Известно, что желудочно-кишечные бактерии ведут активный диалог с нашей иммунной системой, и потому проблемы с микрофлорой вполне могут повлечь за собой и проблемы с иммунитетом.

В 2004 году Кэтрин Нэйглер (Cathryn Nagler) и её коллеги из Медицинского центра Чикагского университета показали, что если из кишечника мышей изгнать всех бактерий, у животных разовьётся пищевая аллергия. В последующих экспериментах исследователям удалось получить мышей, чувствительных к арахису – в раннем возрасте их кормили антибиотиками, после чего мышиный иммунитет начинал активно производить антитела против ореховых аллергенов. Однако, как пишут авторы работы в Proceedings of the National Academy of Sciences, если таким животным давали раствор с бактериями клостридиями, которые обычно живут у зверей в кишечнике, аллергия исчезала. Если же мышам скармливали бактерий другой разновидности, например, Bacteroides, никакого антиаллергического эффекта не было.

Оказалось, что клостридии побуждают иммунные клетки синтезировать сигнальный белок интерлейкин-22. Он снижает проницаемость эпителиальной выстилки кишечника, так что потенциальный аллерген не может проникнуть в кровь и «подставиться» под иммунитет. Если мышам, обработанным антибиотиком, давали сам интерлейкин-22, эффект был такой же, как от клостридий – аллергия успокаивалась. И наоборот: если интерлейкин нейтрализовали антителами против него, аллерген попадал в кровь и раздражал иммунитет.

То есть бактерии помогали подавить аллергическую реакцию, действуя через иммунитет. Конечно, вряд ли непереносимость тех или иных веществ зависит только лишь от благополучия микрофлоры, есть и другие факторы, включая генетическую предрасположенность к аллергии. Однако преуменьшать роль желудочно-кишечных бактерий не стоит. Здесь можно вспомнить работу исследователей из Пенсильванского университета, которые установили, что симбиотические желудочно-кишечные микробы сдерживают аутоиммунные реакции, в том числе и в лёгких – у животных без бактерий-симбионтов развивались астмоподобные симптомы. Возможно, что в будущем против аллергий и аутоиммунных расстройств удастся создать бактериальную таблетку, подобную той, которую сейчас пытаются сделать против ожирения и диабета.

Источник: www.nkj.ru