Человеческие бактерии изменили поведение мышей

Микрофлора от людей с кишечной болезнью сделала мышей тревожными.

Кишечная микрофлора влияет не только на обмен веществ, но еще и на мозг, и лишнее тому доказательство – эксперименты исследователей из Университета Макмастера. Пржемысл Берцик (Premysl Bercik) и его коллеги собирали образцы микрофлоры у нескольких здоровых людей и у больных с синдромом раздраженного кишечника, а потом пересаживали человеческих бактерий мышам, у которых собственной микрофлоры не было.

Бактерии кишечной палочки на клетках кишечного эпителия. (Фото: Wellcome Images / Flickr.com.)
Патогенные бактерии (желтым), облепившие эпителиальную выстилку кишечника мыши. (Фото: UMHealthSystem / Flickr.com.)

Синдром раздраженного кишечника отчасти напоминает отравление или кишечное расстройство: боли в животе, проблемы с пищеварением, кроме того, ему часто сопутствует головная боль, боли в спине, а также психические симптомы – у больных возникают тревожность или депрессия. От этого заболевания по статистике страдают 15–20% взрослых людей, и считается, что одна их непосредственных причин здесь – аномалии в кишечной микрофлоре: каких-то бактерий становится ненормально много, а каких-то слишком мало.

Через три недели выяснилось, что у мышей, получившие микрофлору от людей с синдромом раздраженного кишечника, пища по пищеварительному тракту проходит быстрее, что у них появились признаки слабого воспаления, и что продукты обмена веществ находятся в иной пропорции, чем у животных, получивших микрофлору от здоровых людей.

Этого можно было ожидать, все-таки бактерии непосредственно влияют и на работу кишечника, и на метаболизм, и на иммунную систему, отвечающую за воспалительную реакцию. Но главное, что и поведение у мышей поменялось тоже: в статье Science Translational Medicine авторы пишут, что животные стали более беспокойными и тревожными – что, как было сказано выше, часто случается при синдроме раздраженного кишечника. Кстати, два года назад мы рассказывали о других экспериментах той же группы исследователей – тогда они выяснили, что желудочно-кишечная микрофлора «запоминает» стресс, перенесенный хозяином, и потом, спустя какое-то время, дает ответный тревожный сигнал мозгу.

В большинстве таких работ обычно констатируется некая корреляция между составами микрофлоры и характерными симптомами организма хозяина, в данном же случае исследователи попытались проявить причинно-следственную связь между одним и другим. Поскольку мышам микрофлору пересаживали комплексно, то теперь необходимо понять, какие именно микробы «разогревают» иммунитет, вызывают депрессию и повышенную проходимость кишечника, и как именно они это делают.

Кишечник напрямую связан с мозгом (в частности, одной из ветвей блуждающего нерва), и, вероятно, какие-то продукты метаболизма, уровень которых возрастает из-за определенных бактерий, могут в буквальном смысле «действовать на нервы». Впрочем, прежде чем строить здесь какие-то гипотезы, нужно дождаться новых исследований.

По материалам The Scientist.