Кишечные бактерии вызывают депрессию

Желудочно-кишечная микрофлора «запоминает» перенесённый стресс и каким-то образом заставляет мозг впасть в тревожность и депрессию.

Подавленное настроение или повышенная тревожность не обязательно говорят о том, что у вас на самом деле всё плохо – причиной скверного психологического состояния могут быть кишечные бактерии: случившийся стресс сказывается на состоянии микрофлоры, которая впоследствии уже сама провоцирует депрессию.

Кишечная палочка – одна из самых знаменитых бактерий, обитающая в кишечнике. (Фото Mediscan / Corbis.)
Могут ли йогурты с пробиотиками повлиять на ваше поведение? (Фото I Love Images / Corbis.)

Исследователи из Университета Макмастера экспериментировали с новорождёнными мышами: в возрасте от 3 дней до 21 дня мышат ежедневно на три часа разлучали с матерями. Такая процедура стимулировала у детёнышей тревожность и депрессивное поведение; стрессовый эффект можно было наблюдать также по повышенному уровню гормона кортикостерона. Из-за стресса у мышат также повышался уровень нейромедиатора ацетилхолина, что, в свою очередь, плохо сказывалось на работе кишечника.

Тот же опыт повторили с животными, из которых предварительно изгнали всех желудочно-кишечных микробов. В этом случае гормональный ответ на стресс был тот же, и пищеварительная система начинала работать хуже, но – в поведении «безбактериальных» мышей не было никаких признаков депрессии и повышенной тревожности. Если бактерии из животных, которые росли безо всякого стресса, пересаживали тем, кого разлучали с матерями, то состав и метаболическая активность пересаженной микрофлоры менялись: «нормальные» бактерии становились «стрессовыми», и соответствующим же образом менялось поведение мышей. Однако, если стрессовую микрофлору переносили в мышей, которые росли безо всякого стресса, то животные продолжали вести себя как обычно и никаких признаков депрессии в их поведении не было.

То есть стресс по нейроэндокринным каналам влияет на микрофлору, которая даёт ответный эффект на нервную систему. При этом, чтобы психологический эффект проявился, мозг сам должен иметь опыт стресса, одной лишь стрессовой микрофлоры тут недостаточно. Иными словами, бактерии лишь поддерживают и развивают депрессивное состояние. Подробно о результатах экспериментов можно узнать из статьи в Nature Communications.

О том, что кишечные симбионты активно общаются с мозгом и могут влиять на поведение, биологи говорят давно. Например, в 2011 году в журнале PNAS вышла статья, в которой описывалось, как меняется нейрохимия мозга мышей, которые росли с бактериями или без. Различия касались, в частности, белков, необходимых для роста и питания нейронов, а также уровня ряда нейромедиаторов в некоторых областях мозга. В целом присутствие или отсутствие бактерий в пищеварительной системе сказывалось на активности 40 генов в нервных клетках. Тогда же был сделан вывод, что микрофлора делает животных более осторожными и боязливыми. И та же группа из Макмастерского университета выпустила несколько лет назад статью с похожим утверждением – что микрофлора влияет на тип поведения индивидуума.

Но, может быть, это всё так у мышей, а у людей, с их намного более развитым мозгом, бактерии никак не влияют на психику? Здесь стоит вспомнить двухлетней давности статью в журнале Gastroenterology, в которой исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе описывали, как изменения в желудочно-кишечной микрофлоре сказываются на активности самых разных областей мозга – человеческого мозга. В тех опытах участвовали 36 женщин 18–55 лет. Их поделили на три группы: первая в течение месяца дважды в день ела йогурт со смесью бактерий-пробиотиков; во второй ели продукт, похожий на йогурт вкусом и видом, только без бактерий; третья группа ничего похожего на йогурт не получала. До и после «йогуртового периода» испытуемым делали фМРТ-сканирование мозга, в спокойном состоянии и при эмоциональной нагрузке: женщинам показывали фотографию, и нужно было угадать, что за эмоцию выражает лицо на картинке, а также найти похожую эмоцию на другом фотопортрете. Такое задание было выбрано потому, что опыты на животных показали влияние микрофлоры именно на работу тех зон мозга, которые отвечают за аффекты, в том числе за обработку эмоций в ответ на визуальную информацию.

Оказалось, что у женщин, питавшихся йогуртом с пробиотиками, уменьшилась активность островковой коры (а она среди прочего отвечает за обработку сигналов от внутренних органов, в том числе от желудка), а также соматосенсорной коры. Вообще, женщины с пробиотиками при выполнении эмоционально-ориентированного задания использовали гораздо меньше нервных ресурсов, относящихся к когнитивным, эмоциональным и сенсорным сетям, чем те, которых оставили без добавочных бактерий. При сканировании мозга в спокойном состоянии оказалось, что при употреблении пробиотиков усиливаются связи между ключевыми областями префронтальной коры, отвечающими за сознание, и центральным серым веществом, отвечающим за агрессивное поведение. У женщин, не получавших пробиотиков, центральное серое вещество преимущественно было связано с районами префронтальной коры, отвечающими за эмоции и чувственный опыт.

Однако общих выводов насчёт того, что «бактерии управляют людьми», пока делать не стоит – сейчас мы можем лишь констатировать тот факт, что микрофлора действительно как-то влияет на нейронную архитектуру мозга, хотя как именно она это делает, не очень ясно. Один из возможных способов – воздействовать с помощью каких-то веществ на блуждающий нерв, чьи отростки связывают кишечник с мозгом. Конечно, если результаты по депрессии подтвердятся и на людях, бороться с депрессией станет намного проще – просто временно продезинфицировав собственный кишечник с помощью антибиотика.

По материалам MedicalXpress.