Маршрут Ганнибала через Альпы определили по навозу

На альпийском перевале нашли слой грязи и фекалий, который образовался во время похода многотысячной армии карфагенян на Рим.

Ганнибал был полководцем карфагенских войск во время Второй пунической войны (218–201 г. до н.э.). Она началась после того, как Карфаген разрушил союзный Риму испанский город Сагунт. Самым знаменитым событием войны стал поход Ганнибала в Италию, поставивший Римскую республику в крайне тяжелое положение. Хотя в конечном итоге Карфаген потерпел поражение, поход Ганнибала, а особенно переход его войск через Альпы, остался одной из самых известных военных кампаний в истории.

Переход карфагенян через Альпы. Рисунок Генриха Лёйтеманна / Public domain.
Перевал Коль де ла Траверсет. Фото: Luca Bergamasco / https://commons.wikimedia.org/wiki/File%3AColleTraversette2007.jpg / CC BY 3.0.
Скульптурный портрет Ганнибала. (Фото Corbis.)

Полководец вёл на Рим огромную по тем временам армию: от 30 до 50 тысяч пехотинцев, 37 слонов и 9–15 тысяч всадников (по разным оценкам). Правда, при переходе через Альпы почти половину войск он потерял. О том, где именно Ганнибал преодолевал горы, спорят уже не одну сотню лет. Однако никаких твёрдых археологических свидетельств перехода найти не удавалось.

Но теперь, похоже, ситуация изменилась. Об успехе в поисках следов альпийского перехода карфагенян объявила международная исследовательская группа под руководством профессора Билла Махейни (Bill Mahaney) из Йоркского университета в Торонто. Их работа предварительно опубликована на сайте журнала Archaeometry(в двух частях: 1 и 2 ).

Исследователи изучали отложения, открытые во время раскопок на перевале Коль де ла Траверсет, с помощью комплекса геохимических и микробиологических анализов. Перевал находится на границе между Францией и Италией, его высота – почти 3 тысячи метров.

Оказалось, что в одном из слоёв сохранились бактерии клостридии, которые часто встречаются в конских фекалиях и могут оставаться в почве тысячелетиями. Слой грязи и навоза сравнительно мощный – около метра. По мнению авторов статьи, он мог образоваться во время движения тысяч животных и людей. Радиоуглеродный метод показал, что слой датируется концом III в. до н.э., то есть временем похода Ганнибала.

Таким образом, бактерии, найденные на перевале Коль де ла Траверсет, могут считаться первым материальным свидетельством маршрута карфагенского войска. Однако сами исследователи подчёркивают, что для подтверждения гипотезы нужно работать дальше, так что они собираются продолжить раскопки и поиски. Возможно, им удастся обнаружить и другие микроорганизмы.

По материалам Queen’s University Belfast.