Удовольствие от взаимопонимания

Больше всего нас привлекают к себе те люди, чьи эмоции нам понятны.

Нас тянет к привлекательным людям, потому что нам с нами приятно, а если нам от чего-то приятно, значит, тут задействована система подкрепления мозга – система нервных центров, благодаря которой мы понимаем, что нужно сделать, чтобы получить удовольствие. Система подкрепления во многом определяет мотивацию поступков: благодаря ей спортсмены выкладываются на соревнованиях – потому что предвкушают награду; благодаря ей человек будет упорно работать, чтобы получить больше денег; благодаря ей же возникают разные зависимости, от склонности поедать сладкую выпечку в неограниченных количествах до тяги к разным вредным веществам.

То, насколько привлекательным покажется нам другой человек, зависит от работы системы подкрепления в нашем мозге. (Фото Push Pictures / Corbis.)
Схема взаимодействия между центрами системы подкрепления. (Фото FERNANDO DA CUNHA / BSIP / Corbis.)

Однако, если вернуться к удовольствию от других людей, то тут возможны разные варианты: человек может привлекать чисто внешне, а может за счёт какой-то эмоциональной или интеллектуальной «химии». До сих пор экспериментально исследовали нейробиологическую реакцию только на внешнюю привлекательность. Силке Андерс (Silke Anders) из Любекского университета и её коллеги решили выяснить, что происходит в мозге, когда человек чувствует эмоциональное взаимопонимание с другими. Несколько десятков участников эксперимента, мужчин и женщин, посмотрели видео с актрисами, изображающими страх или печаль. От зрителей требовалось, во-первых, определить, что чувствует женщина на видео и насколько они уверены в этой своей оценке. Во-вторых, сразу после просмотра их просили приблизить лицо героини ролика как можно ближе к себе – так можно было понять, в какой степени зритель доверяет той, кого видит. Кроме того, участников эксперимента спрашивали, хотели бы они обсудить с ней свои проблемы, хотели бы они с ней встретиться и не кажется ли им, что они могли бы найти с ней общий язык. В другом случае то же самое видео показывали, одновременно сканируя мозг зрителей с помощью магнитно-резонансного томографа, а позже их ещё и просили изобразить страх и печаль, подобно тому, как это было в только что просмотренном видеоролике.

Отличить страх от грусти в некоторых сценках и для некоторых людей было непросто, и в таких случаях человек не мог сказать с полной уверенностью, что точно понял продемонстрированные эмоции. В статье в PNAS авторы пишут, что доверие к актрисам изменялось в зависимости от того, насколько зритель был уверен в их переживаниях: чем точнее человек понимал чужой страх или грусть, тем ближе он был готов рассматривать женщину в кадре и тем больше был готов пообщаться с ней в реальности. Одновременно в мозге повышалась активность полосатого тела и средней орбитофронтальной коры, входящих в вышеупомянутую систему подкрепления. Причём нейробиологическая реакция отличалась специфичностью, то есть это не было общим откликом на переживания. Наконец, что важно, активность системы подкрепления точно так же усиливалась, когда человек пытался изобразить те же эмоции, которые он только что видел в ролике.

Иными словами, нам становится приятно, когда мы понимаем чужие эмоции, что и заставляет нас доверять другому человеку – мы чувствуем, что могли бы найти с ним общий язык. На общем языке авторы исследования делают особый акцент: эмоции у разных людей могут проявляться по-разному, и, если чужие знаки легко считываются, если в проявлении эмоций два человека пользуются сходным «нейроэмоциональным словарём», то, скорее всего, они легко сойдутся друг с другом. Конечно, к такому же выводу можно прийти и из общепсихологических рассуждений, однако в данном случае нейробиологам удалось привязать всю эту эмоциональную психологию к нейронным центрам, которые помогают нам чувствовать удовольствие от взаимопонимания. То есть система подкрепления срабатывает при оценке как физической, внешней, так и эмоциональной привлекательности.

Однако к выполненной работе всё равно остаются несколько серьёзных вопросов. Во-первых, видео для эксперимента снимали только с актрисами – с одной стороны, известно, что женщины в целом лучше выражают эмоции, но, с другой-то стороны, эмоционально привлекательными могут быть не только женщины, но и мужчины. Во-вторых, здесь не учитывали чисто внешнюю заинтересованность – возможно, что зрителей к некоторым актрисам тянуло из-за их внешних данных. В-третьих, смотреть на актёрскую игру (даже если мы не в курсе, что это игра) – не совсем то же самое, что непосредственно общаться с другим человеком. В-четвёртых, с психологической точки зрения мы здесь имеем дело, строго говоря, не столько с самой привлекательностью, которая остаётся при общении, сколько с желанием приблизиться к кому-то другому, познакомиться с ним. Впрочем, удивляться не стоит – от исследований на стыке психологии и нейробиологии вряд ли можно сразу ждать ответов на все возможные вопросы.

По материалам The Scientist.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее