Почему курильщиков сильнее тянет к алкоголю

Сопроводив сигаретой стакан чего-нибудь крепкого, вы сильно рискуете заработать полноценную алкогольную зависимость – об этом позаботятся специальные нейроны в мозге, реагирующие на смесь алкоголя с никотином.

Известно, что у курильщиков алкогольная зависимость развивается в несколько раз чаще, чем у некурящих. Некоторое время это был просто факт медицинской статистики, пока, наконец, исследователи из Института Скриппса не выяснили, что за нейронный механизм может лежать в основе такой взаимосвязи.

Сигарета вместе с бокалом вина может усилить вашу тягу к алкоголю. Фото © Elnur / Фотобанк Лори.

В статье в The Journal of Neuroscience говорится про особую группу нейронов, которые активируются совместным действием алкоголя и никотина. В ходе эксперимента самцам крыс позволяли выпить столько алкоголя, сколько им угодно. В пересчёте на человеческие пропорции выходило по 1-2 порции пива, причём животные останавливались как раз тогда, когда они уже начинали явно пьянеть. Делали так для того, чтобы узнать точку отсчёта, то есть сколько пьют крысы без всяких вредных привычек.

Затем животных делили на две группы, и одну из них два месяца обрабатывали парами алкоголя, чтобы сформировать у них собственно зависимость. Когда таким крысам выдавали спиртное, они выпивали уже дозу, соответствующую шести бутылкам пива, а уровень алкоголя в крови в три раза превышал легальную (опять же, в пересчёте на человеческие пропорции). Крысы, как и в первый раз, пили столько, сколько им хотелось, и ничего удивительного в возросших потребностях не было: алкогольная зависимость всякого заставляет пить больше. Вторую же группу животных обрабатывали не просто парами алкоголя, но в смеси с никотином. И вот у них-то зависимость развивалась не за два месяца, как у первой группы, а всего за три недели. Более того, их пристрастие к спиртному не слабело даже тогда, когда к питью добавляли хинин. То, что горький вкус не гасил тягу к алкоголю, указывало на настоящее непреодолимое влечение, как оно выглядит у людей.

Всё это нужно было, чтобы заглянуть в мозг крыс – просто алкоголиков и курильщиков-алкоголиков. Никотин, как и ожидалось, активировал некоторые нейроны из системы подкрепления, которая отвечает за чувство удовольствия, удовлетворения от вознаграждения и т. д. Всевозможные зависимости «прячутся» как в раз в центрах системы подкрепления: чувство удовлетворения при употреблении какого-нибудь вещества заставляет его искать и дальше. Но оказалось, что в сочетании с алкоголем никотин активирует ещё и стрессовые нейроны, укрепляя тем самым чувства дискомфорта, тревоги и раздражения. Стресс же можно успокоить всё тем же алкоголем, который, действуя через систему подкрепления, с помощью чувства удовольствия «гасит» стресс. Авторы работы подчеркивают, что нейроны, которые включались при одновременном действии никотина и алкоголя, отличались от тех, которые активировались в ответ на каждое вещество в отдельности, на никотин и на алкоголь.

Поскольку такие нервные клетки представляют собой отдельную группу, к ним нужно подобрать собственный подход – то есть какое-нибудь средство, которое специфично подавляло бы их активность. Если подобное средство удастся найти, ликвидировать алкогольно-никотиновую зависимость станет проще. Пока же можно посоветовать тем, кто не в силах расстаться ни с одной из вредных привычек, хотя бы предаваться им по отдельности, в разное время – если захотите бросить, вам будет проще справиться с ними, если одна ваша зависимость не будет «знать» про другую.