«Курить – Y-хромосоме вредить!»

Курящие мужчины с большей вероятностью, чем некурящие, теряют Y-хромосому в клетках крови, что, возможно, увеличивает вероятность онкозаболеваний и уменьшает продолжительность жизни.

Курильщиков обычно пугают раком лёгких, эмфиземой и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Теперь к этим несчастьям добавилось ещё одно: исследователи из Уппсальского университета (Швеция) обнаружили, что курение приводит к исчезновению Y-хромосомы.

Несколько человеческих X-хромосом (голубые) и Y-хромосом (розовые) под электронным микроскопом. (Фото Dr. Gopal Murti / Visuals Unlimited / Corbis.)

Ян Думански (Jan Dumanski), Ларс Форсберг (Lars Forsberg) и их коллеги из Уппсалы, Каролинского института и ещё нескольких научных центров США и Великобритании сравнивали ДНК в клетках крови у 6 000 мужчин. Исследователи искали факторы, которые влияли бы как-то на Y-хромосому, и оказалось, что её наличие или отсутствие чётко зависят от двух вещей: возраста и привычки курить. Как пишут авторы работы в Science, у курящих мужчин вероятность исчезновения половой хромосомы была в 2,4-4,3 раза больше, чем у некурящих. (То есть, например, у курящих было в 2,4-4,3 раза больше клеток без Y-хромосомы; а, как мы знаем, она должна быть во всех клетках тела, не только в половых.) Коротко о полученных результатах пишет ScienceNOW.

Ранее в этом году те же Думански и Форсберг с коллегами опубликовали в журнале Nature Genetics другую статью, в которой писали, что утрата «игрека» часто бывает сопряжена с уменьшением продолжительности жизни и с онкозаболеваниями, причём с такими, которые не имеют отношения к крови, хотя отсутствие хромосомы проверяли только в кровяных клетках. Велик соблазн заявить, что здесь есть причинно-следственная связь, и что курение именно так и провоцирует развитие злокачественных опухолей. Однако при том, что новые данные весьма и весьма интересны, пока что нельзя говорить ни о каких причинно-следственных связях: у нас ещё нет прямого подтверждения того, что утрата Y-хромосомы в клетках крови влечёт за собой сокращение срока жизни и появление опухолей. Исследователи предполагают, что из-за курения она исчезает в тех иммунных клетках, которые должны отслеживать и уничтожать очаги зарождающегося рака, и что именно утрата хромосомы делает такие защитные клетки не слишком функциональными. Но эта гипотеза нуждается в экспериментальной проверке.

Как бы то ни было, вряд ли стоит ожидать чего-нибудь хорошего, если Y-хромосома вдруг начала интенсивно исчезать. Так что вот ещё один повод бросить курить, тем более что её потерю можно затормозить, расставшись с вредной привычкой.

На всякий случай уточним, что обсуждаемое здесь исчезновение Y-хромосомы не имеет никакого отношения к её уменьшению в процессе эволюции. Известно, что за миллионы лет развития млекопитающих вообще и приматов в частности размер мужской половой хромосомы сильно уменьшился, что дало повод некоторым учёным спрогнозировать полное её исчезновение в ближайшие 10 млн лет. Потом, однако, оказалось, что скорость её эволюционной деградации очень сильно преувеличена: в Институте Уайтхеда (США) подсчитали, что Y-хромосома приматов за последние 25 млн лет потеряла всего один ген. А в начале 2014 года вышла ещё и работа исследователей из Калифорнийского университета в Беркли (США), которые пришли к выводу, что исчезнуть Y-хромосоме вообще не суждено: она содержит действительно необходимые для мужского организма гены, которые были отобраны эволюцией и которые нельзя ни убрать, ни даже отредактировать.