Что содержится в «капсуле времени»?

Комету С /2013 A1 будут исследовать с марсианских научных станций.

Комета Сайдинг Спринг, открытая австралийским астрономом Макнотом в начале 2013 года, 19 октября 2014 года окажется на минимальном расстоянии (около 135 тыс. км) от поверхности Марса. Сейчас в окрестностях Красной планеты и на ее поверхности работает большая группа исследовательских станций и космических аппаратов различных стран мира, так что недостатка в наблюдателях у кометы не будет.

Схема траектории кометы С /2013 А1 с пролетом Марса 19.10.2014.
Комета С /2013 А1 снято телескопом Хаббл в марте 2014 г.
Схема встречи кометы Марсом (анимация).
Пролет кометы вблизи Марса (схема).
Комета С /2013 А1 в окрестности Марса (в представлении художника).
Вечер на Марсе, слева очертания кратера Гусева (снято с борта ровера-марсохода). Фото NASA.

Данных о ней пока немного. Комета движется по сильно вытянутой орбите с углом наклонения к эклиптике в 129 град и с периодом обращения более 400 тыс. лет. Размер ядра кометы пока не установлен (по некоторым оценкам около 1.5 км), а размер ее комы в поперечнике оценивается примерно в 19 300 км. Ежесекундно С /2013 А1 выбрасывает в космическое пространство более 100 кг кометного вещества (пыли, газов и т. д.); скорость пылевых частиц достигает 56 км/сек.

Предположительно, Сайдинг Спринг попала в нашу Солнечную систему из облака Оорта – сферической области космического пространства, находящейся на расстоянии от 5 000 до 100 000 ае (астрономических единиц), и в котором, по современным данным, находится гигантское скопление ледяных объектов, возникших при формировании нашей Солнечной системы. Поэтому космических «гостей» оттуда называют ещё «капсулами времени» – они несут в себе информацию о древнейшей истории кусочка Вселенной, в котором мы обитаем

Потому и исследование нынешней кометы представляет большой научный интерес. Столь близкое прохождение её рядом с Марсом дает нам редкую возможность получить уникальные данные как о самой комете, так и о ее влиянии на марсианскую атмосферу. Сайдинг Спринг будет первой кометой из облака Оорта которую можно будет изучить непосредственно с борта космических станций. Это даст ученым беспрецедентную возможность узнать больше о материалах, в том числе водных и углеродных соединениях, которые существовали во время формирования Солнечной системы около 4,6 миллиардов лет назад. «Это настоящий подарок для космической науки, – говорит Джон Грансфелд (John Grunsfeld), один из руководителей научных программ НАСА, – потому что комета никогда прежде не попадала во внутренние области Солнечной системы.»

В рамках подготовки к исследованию кометы на днях была проведена необходимая коррекция работы орбитальных аппаратов НАСА. Изменены положения орбит Mars Odyssey orbiter и Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), а также нового члена марсианской группировки аппарата MAVEN, предназначенного для исследования атмосферы планеты. Возможно также участие в наблюдениях и исследованиях действующих орбитальных аппаратов Mars Express (ESA), запущенного еще в 2003 г, и индийского Mars Orbiter Mission (МОМ Mangalyaan), выведенного на орбиту вокруг Марса всего несколько недель назад.

Вместе с тем планируется участие в исследованиях кометы С /2013 А1 двух научных станций НАСА, располагающихся на поверхности Красной планеты – роверов-марсоходов Opportunity и Curiosity. Подготавливаются также средства космического и наземного наблюдения, в частности, космический телескоп Hubble, астрофизические космические обсерватории Kepler, Swift, Spitzer, Chandra и др.

По материалам НАСА