Я б в научные журналисты пошел, пусть меня научат

Санкт-Петербургский государственный университет с нового учебного года запускает новую магистерскую программу «Научно-популярная журналистика». Чему будут учить наших будущих коллег и почему именно сейчас так важно прессе и науке найти общий язык?

Цель программы, презентация которой состоялась в СПбГУ 13 марта, – подготовка журналистов-универсалов, у которых будет общенаучная теоретическая база и практические навыки создания научно-популярных текстов и видеопрограмм. По словам руководителя программы, доктора филологических наук Юлии Борисовны Балашовой, целевой аудиторией станут бакалавры естественнонаучного и гуманитарного блоков – биологи, физики, философы, математики, имеющие желание попробовать себя на ниве популяризации науки. Среди дисциплин, которые предстоит изучать будущим магистрантам, «Современное естествознание», «История научно-популярной журналистики», «Экологическая журналистика», «Создание научно-популярного текста для сетевых СМИ», «Научная популяризация в печатных/аудиовизуальных СМИ». Студенты уже во время обучения смогут попробовать свои силы на страницах ведущих научно-популярных изданий страны, на телеканалах и радиостанциях, освещающих научно-популярную тематику.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Татьяна Владимировна Черниговская.
Юлия Борисовна Балашова.

Научные журналисты – посредники между учеными и широкой аудиторией, которая в последнее время все больше и больше интересуется научными разработками, современными технологиями и основополагающими вопросами: как устроен мир, что такое жизнь. Задача научного журналиста не только найти общий язык с ученым, но и заинтересовать читателя, зрителя, слушателя. «Ваша работа – это искусство», – сказала в адрес немногочисленных пока что в нашей стране научных журналистов нейролингвист Татьяна Владимировна Черниговская на презентации магистерской программы. Будучи очень востребованным экспертом в области когнитивных наук, Черниговская частый гость теле- и радиопередач, газет и журналов. Среди СМИ, которые произвели на нее очень положительное впечатление своим уровнем компетенции и подготовки материалов, Татьяна Владимировна отметила и журнал «Наука и жизнь».   

Выпускники новой магистерской программы смогут не только работать в научно-популярных СМИ, но и стать квалифицированными сотрудниками пресс-служб вузов и различных научных организаций.
Те, кто сегодня в нашей стране занимается научной журналистикой, профессией овладевали на практике. Среди наших коллег немало ученых, овладевших литературным мастерством или обнаруживших в себе талант телеведущих, немало и тех, кто пришел в профессию из журналистики, почувствовав интерес к научной тематике. Так или иначе, это профессия на стыке огромного мира знаний, который с каждым днем становится все больше и больше, и искусства – телевизионного, литературного, изобразительного. Хочется верить, что в ближайшем будущем российская научная журналистика встанет в один ряд с зарубежными коллегами, у которых нам, безусловно, есть чему поучиться. Специализированные курсы научной журналистики Массачусетского технологического института, Колумбийского университета, Университета Беркли, Нью-Йоркского университета и других ведущих мировых образовательных центров пользуются сейчас большой популярностью. Но не все зависит только от желания учиться и умения популярно рассказывать о науке. Научному журналисту нужна своя инфраструктура – каналы распространения информации, профессиональные сообщества, мастер-классы, специализированные издания. Пока что у нас ничего этого нет, и здесь мы сами не справимся без встречного интереса со стороны государства и научного сообщества.

«Если мы, ученые, будем продолжать сидеть в своей башне из слоновой кости и пренебрегать общением с прессой, то не стоит удивляться, что однажды выйдя на улицу, обнаружим там джунгли и дикарей», – покритиковала своих коллег Татьяна Владимировна Черниговская. Она отметила, что многие ученые продолжают путать популяризацию и популизм, считая, что на самом деле никому не интересно, чем они занимаются. Но это не так. Многие выдающиеся ученые оказались не менее успешными популяризаторами науки. Книга профессора Корнельского университета физика-теоретика Брайна Грина «Элегантная Вселенная» о теории суперструн вышла в финал Пулитцеровской премии. Эта премия – одна из наиболее престижных американских наград в области литературы, журналистики, театра и музыки. А книга космолога Стивена Хокинга «Краткая история времени» по тиражам давно обошла многие мировые бестселлеры. 

   Сейчас по оценкам аналитиков материалы, посвященные достижениям отечественных ученых, занимают лишь 5% от всей той информации, которая транслируется российскими СМИ. А специализированные научно-популярные СМИ и рубрики отдельных изданий много пишут о зарубежных исследованиях, но не потому что они лучше и значительнее наших, а потому что информация об этом доступна. Надеемся, что появление в российских вузах специальных образовательных программ по научной журналистике – сигнал о том, что эта ситуация вскоре изменится. 

Фото: Михаил Волков, СПбГУ.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее