Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Международный проект «ЭкзоМарс»: работа идет по плану

Научную программу проекта обсудили на рабочем совещании в Институте космических исследований РАН. В совещании, состоявшемся в феврале 2014 года, приняли участие ведущие специалисты Роскосмоса  и ESA (Европейского космического агентства).

Начало проведения разработок этой космической экспедиции как проекта по изучению условий жизни на Марсе относится еще к концу 1990-х – началу 2000-х годов.
По ряду причин (в основном финансовых) он не раз претерпевал изменения как по целям приоритетных исследований, объему задач, срокам исполнения, так и составу его участников.

Проект «ЭкзоМарс» развивается согласно плану.
Космический аппарат «ЭкзоМарс» 2016 над Красной планетой (в представлении художника).
Космический аппарат «ЭкзоМарс» 2016 - отделение спускаемой станции (в представлении художника).
Схема посадки космического аппарата на поверхность Марса (один из предварительных вариантов).
Космический аппарат «ЭкзоМарс» 2016. Орбитальный модуль на испытаниях  (фото ЕSА).
Космический аппарат «ЭкзоМарс» 2016. Орбитальный модуль на испытаниях (фото ЕSА).

Год назад, в марте 2013 года, в Париже было подписано соглашение между Роскосмосом и ESA о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами. Соглашение предусматривает совместное осуществление исследовательских миссий на Красную планету в 2016 и в 2018 годах.

В настоящее время международный космический проект «ЭкзоМарс» включает в себя полный цикл проектирования и технической подготовки двух взаимосвязанных по целям и задачам марсианских миссий, с последующим выведением аппаратов на траекторию полета к Марсу с помощью российской ракеты-носители «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М».

Проект «ЭкзоМарс» 2016 года (стартовое окно с 7 по 27 января) предполагает после девяти месяцев перелета выведение на орбиту вокруг Марса орбитального аппарата и посадку на поверхность планеты демонстрационного десантного модуля.
Орбитальный аппарат TGO (Trace Gas Orbiter), который после выведения остается на околомарсианской орбите, предназначен для изучения газовых примесей атмосферы и распределения водяного льда в грунте Марса. Полезная нагрузка орбитального модуля (ее вес около 130 кг) включает приборы и научную аппаратуру, которая разрабатывается и предоставляется специалистами Роскосмоса и ЕКА. Предполагается, что орбитальный модуль должен проработать на орбите как минимум до прибытия аппаратов второй миссии 2018 года.

Посадочный модуль EDM (Entry, Descent and Landing Demonstrator Module – модуль для демонстрации входа в атмосферу, спуска и посадки) должен опуститься на поверхность Марса. Его назначение – отработка необходимых технологий входа в атмосферу, спуска и посадки аппарата на поверхность Марса, а также проведение запланированных исследований на поверхности планеты.

Орбитальный модуль TGO должен обеспечивать связь модуля EDM с Землей и ретрансляцию полученных данных с борта демонстрационного десантного модуля. Предполагается также, что модуль TGO может быть использован при проведении научной программе миссии 2018 года и, возможно, иных миссий в будущем.

Миссия «ЭкзоМарс - 2018» предусматривает после перелета и прибытия в начале 2019 года в окрестности Марса посадку на поверхность Красной планеты десантного модуля (ДМ) с посадочной платформой (разрабатываются российскими специалистами), а также  перелетного модуля и марсохода «Пастер», создаваемых ЕКА.

После посадки, место которой будет выбираться с учетом информации, полученной с TGO, «Пастер» перейдет (скатится по трапу) на поверхность Марса и приступит к проведению намеченных исследований. В свою очередь. посадочная платформа будет выполнять функции научной станции (на ней будет располагаться комплекс научного оборудования).

Десантный модуль разрабатывается специалистами НПО им. С.А. Лавочкина; научная нагрузка на нем также входит в зону ответственности Роскосмоса (разработки приборной части ведутся под руководством Института космических исследований РАН). Еще два российских научных прибора (инфракрасный спектрометр ИСЕМ и нейтронный спектромер АДРОН-РМ) будут работать на марсоходе. Также для «Пастера» Россией будут поставлены радиоизотопные тепловые элементы.

Главная задача марсохода состоит в непосредственном исследовании поверхности и подповерхностного слоя Марса вблизи от места посадки десантного модуля, а также  в проведении геологических исследований, в том числе,  в поиске следов прошлой и существующей жизни на Красной планете.

Кроме сотрудничества в научной и конструкторской части проекта «ЭкзоМарс», Роскосмос и ЕКА планируют создать единую систему приема и обработки данных. В нее будут входить станции дальней космической связи Европы, США и РФ.

Согласно предварительным оценкам, комплекс аппаратов миссий по проекту «ЭкзоМарс» может проработать до 2022 года.

По материалам Роскосмоса и ESA.

Автор: Алексей Лабунский