На Марс без России – ни ногой

Европейцы надеются реализовать свою марсианскую программу с помощью России и США.

Европейское космическое агентство (ЕКА) предполагает осуществить свой проект "ЭкзоМарс" в кооперации с Роскосмосом и НАСА. Об этом сообщил в своем последнем номере американский еженедельник "Спейс ньюс", ссылаясь на директора управления пилотируемых полетов ЕКА Даниэля Сакотта. Проект был одобрен правительствами стран-членов ЕКА в декабре прошлого года и предполагает высадку на Красной планете в 2013 году марсохода, одна из главных задач которого – поиск следов жизни.

Напомним, что предыдущая попытка европейцев отправить на Марс робота, предпринятая в 2003 году, оказалась неудачной. Аппарат должен был опуститься на поверхность планеты 25 декабря, но на связь не вышел, и что с ним произошло, до сих пор не известно. На этот раз ЕКА решило заручиться поддержкой Роскосмоса и НАСА, имеющих успешный опыт эксплуатации марсоходов.

Как отметил Даниэль Сакотт, его агентство рассчитывает договориться с Россией об установке на "ЭкзоМарсе" нагревательных приборов, работающих на радиоизотопных источниках энергии, необходимых для предотвращения замерзания аппаратуры робота. Кроме того, ЕКА считает, что для запуска марсохода лучше всего использовать российский тяжелый носитель "Протон". От НАСА европейцы хотели бы получить исследовательские приборы для робота. Руководство ЕКА надеется достигнуть соответствующих договоренностей с Роскосмосом и НАСА к ноябрю текущего года.

Вместе с марсоходом к Красной планете отправится европейская автоматическая станция, предназначенная для передачи с орбиты планеты на Землю информации, получаемой от робота. ЕКА предлагает НАСА и Роскосмосу также использовать этот зонд в качестве ретранслятора для их будущих марсианских экспедиций.

По оценкам ЕКА, претворение в жизнь проекта "ЭкзоМарс" может обойтись примерно в 1 млрд евро.