Муравьи-диагносты

Муравьи чуют рак в моче

Бурый лесной муравей.(Фото: Mathias Krumbholz / Wikipedia

Во время болезни в некоторых наших клетках становится меньше одних молекулы и больше других. Некоторые из этих молекул летучие, и, летая по воздуху, они могут садиться на обонятельные рецепторы. Почему бы тогда не использовать нос животных для диагностики тех или иных заболеваний? Выдающимся обонянием известны, например, млекопитающие, и мы писали про эксперименты, в которых собак тренировали узнавать по запаху рак груди, а хомяковых крыс — туберкулёз.

Но не только у зверей хорошее обоняние. В статье в Proceedings of the Royal Society B сотрудники Университета Париж–Север и Института Кюри описывают, как они заставили бурых лесных муравьёв вынюхивать трижды негативный рак молочной железы. Образцы человеческих опухолей пересаживали мышам, а после того, как рак у мышей приживался, у них собирали мочу и тренировали муравьёв распознавать запах болезни: приползав к моче больных мышей, муравей обнаруживал сахар. Если бы муравьи были не в состоянии чуять рак, они бы так и не смогли научиться отличать мочу больных мышей от мочи здоровых, и сахар бы искали и там, и там. Но они научились, и потом, когда им предлагали выбрать между двумя разными запахами, они задерживались рядом с мочой больных крыс на 20% дольше. Авторы работы полагают, что муравьи в смысле диагностики могут быть даже лучше собак, потому что собак дольше учить. Однако тут остаётся вопрос, насколько муравьиное обоняние окажется эффективным с настоящими больными.