СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ НАД ПОДМОСКОВЬЕМ

В. Поляков (г. Электросталь)

Северное сияние. "Занавес". Выдержка - 4 секунды.
"Световое пятно". Выдержка - 2,5 секунды.

Как известно, северные, или полярные, сияния - явление отнюдь не редкое на севере. Это связано с активностью Солнца. Земля постоянно как бы обдувается солнечным ветром, то есть потоком заряженных частиц (протонов, электронов). Они взаимодействуют с верхними слоями атмосферы и вызывают ее свечение. В связи с наклоном Земли к плоскости ее орбиты это явление чаще всего наблюдается в северных широтах. Когда на Солнце бушуют магнитные бури, количество и яркость этих свечений резко возрастают. Наблюдаются разноцветные "занавесы", "волны", всполохи, "световые пятна", "столбы" и т. п.

Но когда активность нашего светила достигает максимальных значений, северное сияние можно наблюдать и на широте Москвы. Так было, например, вечером 31 марта 2001 года, когда над головами жителей Подмосковья разыгралось красивейшее действо. Мне даже удалось его сфотографировать. Стоит отметить, что показатель солнечной активности ("число Вольфа") в это время был очень высоким (см. "Наука и жизнь" № 7, 2001 г., стр. 4).

Я проводил наблюдения с телескопа Тал 2 с закрепленным экраном, дающим спроецирован ное изображение Солнца.

При фотографировании использовал фотоаппарат "Зенит", установленный на штативе, и короткофокусный объектив. Пленка Fuji 400.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»