СУДЬБА ПЕРВОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

Доктор технических наук А. МАДЕРА

Неосуществленный проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

В прошлом году я побывала в Москве и увидела восстановленный храм Христа Спасителя. Хотелось бы узнать об одноименном храме, который собирались построить на Воробьевых горах.

Е. Агафонова (г. Вятка).

В 1812 году, сразу же после того, как последний неприятельский солдат покинул границы России, император Александр I издал манифест, в котором дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя.

Был объявлен конкурс. Множество проектов поступило на суд Александра I, в том числе из Италии и Германии. Но только один из них буквально поразил императора своим величием, размахом и "религиозной поэзией". Это был проект совсем еще молодого и никому не известного художника Александра Витберга (1787-1855). Император велел вызвать архитектора к себе. Он долго беседовал с Витбергом и, рассматривая проект, молвил задумчиво: "Вы камнями говорите". "Проект был гениален, страшен, безумен - оттого-то Александр его и выбрал", - писал А. И. Герцен. Этот проект полностью отвечал мистически сумрачной и вместе с тем романтической натуре императора. В тот же день проект был утвержден, а сам Витберг назначен руководителем всех работ. 25 октября 1817 года в присутствии императора состоялась закладка храма.

Храм должен был парить над Москвой-рекой, возвышаясь на Воробьевых горах, которые император называл "короною Москвы". От самой Москвы-реки начиналась колоссальная, в несколько маршей, мраморная лестница, ведущая к нижнему храму. Нижний храм предполагалось высечь в горе. Открытая, обращенная к реке сторона опоясывалась циклопических размеров колоннадой. Внутри своды и стены поддерживались гранитными столбами. В этом храме, освещаемом только верхним светом от второго храма, должны были покоиться останки всех героев войны 1812 года, а на стенах собирались высечь имена всех павших - от полководцев до рядовых. Торжественные внутренние лестницы соединяли нижний храм со вторым, средним храмом, представлявшим собой в плане огромный равноконечный греческий крест. Колоннада среднего храма украшалась исполинскими статуями ветхозаветных пророков.

Над средним храмом, венчая все сооружение, возвышался третий храм, в виде ротонды, ярко освещаемый множеством окон по его фасаду и барабану купола. Он посвящался Воскресению Христа. Из верхнего храма свет поступал в средний храм, а от него уже в нижний. Все здание оканчивалось пятью главами: большой, в виде огромного купола, и четырьмя малыми, в которых предполагалось разместить 48 колоколов, подобранных так, чтобы они составили четыре аккорда. По своим размерам и размаху храм должен был затмить все существующие в мире сооружения, включая собор Святого Петра в Риме.

Но безумной мечте Александра и Витберга не суждено было сбыться. Начались подготовительные работы, длившиеся несколько лет. И с первого же дня молодого и неопытного архитектора окружила толпа плутов, людей, по точной характеристике А. И. Герцена, "принимающих Россию - за аферу, службу - за выгодную сделку, место - за счастливый случай нажиться". Если принять еще во внимание воровство, густо сдобренное завистью и оскорбленным честолюбием неудачливых, но увешанных регалиями соперников, то будущее Витберга можно было легко предсказать.

Так и произошло. Запутав архитектора в бесконечных махинациях, в судебных плутнях и уловках, его в конце концов обвинили в воровстве. За этим последовали отрешение от службы, продажа всего имущества и имения с торгов и напоследок - роспуск грязного слуха о переводе им огромных сумм в Америку. К этому времени умирает и император Александр I. Новый же император Николай I внял всем обвинениям и постановил сослать Александра Витберга в Вятку, где он и проживал со своей многочисленной семьей в страшной нищете и моральном унижении до 1839 года.

Все же император Николай I, преклоняясь перед памятью брата и уважая данный им обет, приказал составить новый проект храма, "который бы не представлял уже особенно важных затруднений к осуществлению его". Победил проект К. А. Тона, который и был утвержден императором в 1832 году. Строительство храма Христа Спасителя на левом берегу Москвы-реки близ Кремля началось в 1839 году при императоре Николае I, а завершилось в 1880 году уже при Александре II.

О первом храме Христа Спасителя в Москве см. также "Наука и жизнь" № 1, 1989 г. и № 2, 1998 г.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее