ОЖИРЕНИЕ - ЗАРАЗНАЯ БОЛЕЗНЬ?

Вирус AD36 под электронным микроскопом.

Всемирная организация здравоохранения предупреждает: ожирение может стать эпидемией XXI века. Уже сейчас впервые в истории человечества на планете больше людей с излишним весом (их 300 миллионов), чем дистрофиков. На первом месте, как всегда, США - толстяков здесь 108 миллионов, то есть почти каждый второй из населения страны. А у трети населения ожирение приняло характер настоящей болезни, отражающейся на функции практически всех органов и систем. Немногим лучше обстоят дела в европейских странах. Но затронуты и страны так называемого третьего мира: здесь избыточный вес носят на себе 115 миллионов человек. Так, во многих районах Ганы чрезмерным весом обладают до 40 процентов населения. Объемы талий растут и в Китае и в Индии.

Обычное объяснение - нездоровое питание, избыток жиров и углеводов в рационе. Но подозревают и генетические факторы, и влияние гормонов. А по мнению индийского исследователя Нихила Дхурандара, часто виноват вирус, и ожирение надо рассматривать как инфекционную болезнь.

Получив медицинское образование в США, Дхурандар в 80-х годах прошлого века вернулся в родной Бомбей и открыл частную клинику по лечению ожирения. Клиентов оказалось хоть отбавляй: по оценкам самого врача, четверть населения города обладает лишними килограммами. Через клинику прошли около 9000 пациентов. Дхурандар прописывал пациентам диету и физкультуру, как обычно делается в таких случаях. В 95 процентах случаев после прекращения диеты вес снова набирался.

Но однажды врач заговорил о своей проблеме со знакомым ветеринаром, который как раз занимался изучением загадочной болезни домашней птицы. Куры гибли от увеличения печени и почек за счет отложения в этих органах большого количества жира. Почки и печень погибших птиц становились белыми от жира. Ветеринар С. Аджинкия обнаружил, что эта болезнь вызывается аденовирусом SMAM-1. А всего известно пять вирусов, вызывающих у животных усиленное отложение жира. "Мне бросилось в глаза, - говорит Дхурандар, - что симптомы необычны для вирусной болезни и что первые напрашивающиеся объяснения - это неправильный рацион птиц и слишком неподвижный образ жизни в тесных клетках. Но потом я подумал: если доказано, что ожирение птиц может вызываться вирусом, то нет ли подобного вируса у человека?" И он начал экспериментировать с курами.

Приобретя несколько десятков кур, Дхурандар разделил их на три группы. Первую заразил вирусом SMAM-1, второй позволил контактировать с зараженными птицами, а третью оставил в изоляции для контроля. Все три группы получали одинаковый корм и содержались в одинаковых условиях. Через две недели первые две группы растолстели (хотя содержание холестерина в крови осталось невысоким), а третья набрала всего лишь нормальный вес.

Тогда врач решил исследовать кровь своих пациентов на антитела к SMAM-1. Оказалось, что такими антителами обладают 20 процентов толстяков. Точно как куры, они страдали от накопления жира, но уровень холестерина оставался нормальным или почти нормальным. Наличие антител, как известно, говорит о том, что организм контактировал с данным вирусом в прошлом или заражен им сейчас.

Находка настолько удивила врача, что он решил вернуться в США, где оборудование и условия для научной работы лучше, чем в Индии. Но почти десять лет никто не хотел прислушаться к его нетрадиционной гипотезе. Все же ему удалось в 1997 году присоединиться к группе ведущего американского исследователя ожирения Ричарда Аткинсона. Случайно они занялись изучением аденовируса AD36, поражающего дыхательные пути человека и вызывающего симптомы простуды или гриппа. Кур заразили этим вирусом - и они растолстели. Так же реагировали мыши. Тогда Дхурандар проверил кровь толстяков и обычных людей на антитела к AD36. Оказалось, что антитела к нему имеют 30 процентов страдающих ожирением и лишь 5 процентов людей с нормальным весом (но и у этих последних средний вес был выше, чем у 95 процентов, не зараженных вирусом AD36). Оказалось, вирус стимулирует образование новых жировых клеток - индийский врач доказал это на культурах тканей.

Сейчас Дхурандар ведет поиск других вирусов, которые могут вызывать ожирение, а также разработку вакцин от них.

Впрочем, большинство специалистов полагают, что нет единой причины ожирения. Здесь играют роль и неправильное питание, и гормоны, и нервная система, и, конечно, наследственный фактор. Вирусы могут быть лишь одной из причин, пусть и распространенной.