Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОТ ОБЕЗЬЯНЫ К ЧЕЛОВЕКУ

Материалы подготовила кандидат химических наук Т. ЗИМИНА.

“Шимпанзе — совсем не человек!” — были уверены ученые в начале ХХ века. Но исследования последних десятилетий, проводившиеся в мире на высших приматах, опровергли эту, казалось бы, незыблемую точку зрения. Они убедительно показали, что шимпанзе способны к примитивному мышлению. Более того, это свойство присуще и другим млекопитающим, и птицам. Например, исследования, проведенные на биологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, обнаружили способность серых ворон к символизации и счету в пределах четырех. Ранее такая способность выявлялась только у шимпанзе. В этих исследованиях был применен так называемый метод обучения “выбору на образец”, разработанный еще в 20-е годы XX века Надеждой Ладыгиной-Котс, который биологи используют и для обнаружения межвидовых различий. Например, с его помощью было показано, что если крысам и голубям требуются сотни сочетаний для того, чтобы научиться выбору по сходным признакам, то человекообразным обезьянам хватает нескольких проб.

Первое в мировой литературе свидетельство способности антропоидов к обобщению и абстрагированию было представлено в монографии Ладыгиной-Котс “Познавательная деятельность шимпанзе”, вышедшей в 1923 году. Этот труд по сей день остается настольной книгой ученых, занимающихся проблемами эволюции поведения животных. Достаточно сказать, что в 2001 году книга в очередной раз была переиздана на английском языке. Однако в своей монографии Ладыгина-Котс сделала вывод, что шимпанзе понимают не речь, а лишь отдельные команды. Выполненные не так давно исследования доктора Сью Сэвидж-Румбо из Университета Джорджии показали, что это не так. Она на протяжении многих лет наблюдала за поведением шимпанзе по имени Канзи и пришла к выводу, что большое значение в развитии мышления этих приматов имеют условия воспитания малышей. Если детеныш растет в обществе взрослых приматов и нескольких людей-воспитателей, он способен спонтанно осваивать языки-посредники — простые незвуковые аналоги человеческой речи, а также понимать устную речь. Обезьяны, как показали наблюдения, после двух лет обучения, в течение которых они выслушивали примерно 600 команд, начинали понимать целые фразы. Более того, они понимали роль порядка слов в предложении.

Участникам состоявшейся в Дарвиновском музее в Москве осенью этого года конференции “Современные проблемы биологической эволюции” был представлен фильм, отснятый Сэвидж-Румбо. В этом фильме можно было видеть, как Сью просила обезьяну Канзи развязать шнурки на ботинках, снять ботинки, поставить их в определенное место, и та быстро и правильно выполняла эти команды. Конечно, как считает профессор биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Зоя Зорина, не следует впадать в крайность и переоценивать шимпанзе: ведь никто из них не вышел за рамки возможностей 2—2,5-летнего ребенка ни по уровню языка-посредника, ни по элементам самосознания, ни по одному из остальных многочисленных показателей мышления. Однако современная наука утверждает, что в способностях антропоидов и человека отсутствует резкий разрыв и наиболее сложные психические функции человека в той или иной степени представлены и у шимпанзе.

Прошедшая конференция — первая за несколько десятилетий научная встреча по эволюционной тематике — предваряет 200-летний юбилей Чарльза Дарвина и 150-летие со дня выхода его труда “Происхождение видов”.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»