Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВОРЫ -ЖИВОТНЫЕ

Материалы подготовила кандидат химических наук Т. ЗИМИНА.

Самец скорпионовой мухи несет подарок своей возлюбленной.

Как сообщают ученые из исследовательской лаборатории Московского зоопарка, воровство встречается не только среди людей, но и у животных. Правда, ответ животным-воришкам приходится держать не перед судом, а перед потерпевшими. Вор в животном мире, как и в человеческом обществе, боится встречи с глазу на глаз с хозяином похищенного, поэтому действует тайно, испытывая страх.

Что же обычно воруют животные? Запасы пищи, материал для строительства гнезда и даже детенышей и половых партнеров. Причем воруют частенько не ради хлеба насущного. Например, исследования московских зоологов показали, что у скорпионовых мух Hylobittacus apicalis самцы в период ухаживания в обязательном порядке преподносят самке подарки — свою добычу. Однако часть особей не желают тратить время на честную охоту, а воруют добычу у самцов-охотников. При этом они выхватывают добычу и убегают либо прибегают к изощренному обману, при котором самец-вор принимает позу самки, готовой к спариванию, а получив подарок, убегает. Интересно, что воры имеют больший успех у самок, чем честные охотники: промежутки между спариваниями у них 17 минут, а у охотников — 23 минуты. Зоологи обнаружили, что воруют обычно крупные и старые особи, а мелкие и молодые — охотятся.

Похищение самок из соседних гаремов на лежбищах распространено у морских котиков. При этом попытки хозяина “отбить” свою самку часто приводят к ее гибели.

Детенышей чаще всего похищают приматы. Как правило, этим занимаются молодые животные и бездетные самки. Некоторое время они ухаживают за похищенными детенышами, а затем отдают родителям — так они приобретают необходимый опыт. Правда, до 30% похищенных детенышей погибает от неумелой заботы.

Ученые Московского зоопарка отмечают, что издержки, связанные с воровством, например риск того, что обкраденный охотник догонит и убьет вора, обусловливают достаточно низкую долю воров в общей популяции животных.

Совсем как у людей.