Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

МАНЬЯКИ МАГАЗИННЫХ ПРИЛАВКОВ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: "New Scientist" (Англия), "Illustrierte Wissenschaft" (Германия), "Revue du Palais de la Decouverte", "Science et Vie" (Франция), "Science News" и "Scientific American" (США).

В последние полтора десятка лет английские и американские психологи и психиатры занялись исследованием не известного ранее психического заболевания - мании покупок.

Согласно оценкам специалистов, полтора-два процента американцев страдают этой болезнью. Поражает она в основном людей, страдающих от одиночества, комплекса неполноценности, низкой самооценки, не видящих смысла своего существования. Покупательская мания выражается в том, что, попав в супермаркет, такой человек начинает закупать буквально все подряд, пытаясь избавиться от некоего внутреннего беспокойства. Надо сказать, что современная система покупок на кредитную карточку способствует развитию такой мании - нельзя заметить вовремя, что в кошельке уже почти пусто. Когда покупатель является со свежими приобретениями домой, близкие хватаются за голову, а вскоре больной получает внушительные счета. Все это вызывает новый приступ потери самоуважения, и покупатель-маньяк, чтобы утешиться, снова отправляется в магазин. Порочный круг замыкается, и выхода из него нет - разве что потратить все имеющиеся средства.

Особенно часто заболевают женщины, возможно, потому, что они более эмоциональны, менее практичны и вещи нередко имеют для них символическое значение. Женщины чаще увлекаются товарами, участвующими в социальных взаимоотношениях, - одеждой, косметикой, бижутерией, а мужчины - спортивными и техническими товарами, электроникой, модерновой мебелью.

Чем именно вызывается приступ покупательской мании, пока не ясно. Если такие исследования и проводились многочисленными институтами и отделами маркетинга, без которых не обходится ни одна уважающая себя фирма, то результаты держатся в секрете. Ведь болезнь эта исключительно прибыльна для бизнеса. Но здесь явно играют роль реклама, освещение торгового зала, звучащая в нем музыка... И вот уже покупатель покидает супермаркет с горой коробок, коробочек, пакетов, кульков и сумок. Дома многое, даже не распакованное, попадает прямо в шкаф.

С детства телевизионная реклама учит нас: покупай и будешь счастлив! Покупай - и будешь здоров и любим! Неудивительно, что некоторые особенно внушаемые люди (по одной из гипотез, предрасположенность к покупательской мании имеет врожденную основу и не может быть окончательно устранена) некритично принимают эту установку в свое подсознание. Покупки становятся для такой личности чем-то вроде наркотика. Заметим, что поездки по магазинам стоят в США, судя по социологическим опросам, на третьем месте в списке любимых занятий свободного времени.

Провести грань между простой любовью к покупкам и манией нелегко, но в последнем случае человек не может удержаться от приобретения, даже если понимает, что этот предмет ему не нужен.

По данным Кевина Гурне из Лондонского университета, 63 процента людей, неспособных удержаться от покупок, страдают депрессией. Таким помогают лекарства-антидепрессанты. Гурне склоняется к теории, по которой покупательская мания близка к таким явлениям, как алкоголизм или наркомания.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»