Электронную почту (по-английски Electronic mail, сокращенно Е-mail) можно назвать основой основ Интернета. Хотя бы потому, что именно с электронной почты начиналась сама эта мировая сеть. И сегодня заведомо более половины всех пользователей подключаются к Интернету именно ради электронной почты.
Электронная почта? Это очень просто!
Электронная почта чем-то похожа на почту традиционную, бумажную. И тут и там все начинается с письма, ну, скажем, с того, что Миша пишет письмо Маше. В случае бумажной почты он берет лист бумаги и карандаш, в случае Е-mail - набирает письмо на клавиатуре своего компьютера, превращая буквы и слова в определенные комбинации электрических сигналов. Таким же способом Миша вводит в компьютер и Машин адрес, но уже, конечно, не номер дома и улицу, а такой шифр, такую комбинацию букв и цифр, которая в огромной сети Интернет присвоена только Машиному компьютеру. Затем, нажав на определенные клавиши, Миша через модем (см. "Наука и жизнь" № 1, 1998 г.) по телефонной линии отправляет письмо из своего компьютера в свое "почтовое отделение" - на интернетовский почтовый сервер своего провайдера.
Здесь все тоже очень похоже на бумажную почту - письма сортируют и в зависимости от адреса подбирают каждому свой маршрут. Одни письма по подводному трансатланти ческому кабелю попадают в Америку, другие - через спутниковый радиомост отправляют ся во Владивосток, третьи - скромно перемещаются в соседнюю Рязань. Сортировку писем, разумеется, производят не вручную, с этим делом мгновенно справляется мощный почтовый компьютер (сервер) и его программа "маршрутизатор". Многие письма на своем пути проходят несколько промежуточных серверов, на каждом из них маршрутизатор, изучив адрес, из нескольких возможных путей выбирает тот, который ведет к цели.
Конечная цель мишиного письма - почтовый сервер, с которым уже непосредственно, напрямую связан машин персональный компьютер. Здесь у Маши, как и у всех пользователей этого сервера, есть свой "почтовый ящик" - участок памяти, куда попадают письма с машиным адресом. Кстати, на мишином сервере тоже есть почтовые ящики, и один из них для писем, поступивших на мишин адрес. Так что любой почтовый сервер пользовате лей, в том числе мишин и машин, можно называть приемо-передающим: через него пользователь отправляет свои письма, на этот же сервер приходят и хранятся в определенных разделах памяти письма для каждого пользователя.
И, наконец, последний шаг в доставке письма - пользователь время от времени заглядывает в свой почтовый ящик на сервере (многие именно с этого начинают свой рабочий день) и, если есть письмо, забирает его. Забирает все по той же телефонной линии на свой компьютер и читает на экране или распечатывает на бумаге. Кстати, если бы Маша пользовалась тем же почтовым сервером, что и Миша (это вполне возможно, если они живут в одном городе), то мишино письмо с этого сервера никуда бы не пошло, а просто перекочевало бы из отдела отправки в машин почтовый ящик.
При всем сходстве электронная почта отличается от бумажной в главном: сообщения живут и путешествуют в виде быстрых электрических сигналов, нередко за какие-то доли секунды добираясь от отправителя письма к получателю на другом конце планеты. Так что по оперативности Е-mail близка к телефонной связи. Задержка в получении писем бывает, как правило, из-за того, что пользователь нерегулярно заглядывает на свой сервер, в свой почтовый ящик. Кроме того, письмо иногда проходит через почтовый узел, который по техническим или экономическим причинам работает не непрерывно, а по определенному графику (сегодня - это очень редкий случай), скажем, час в сутки или 15 минут в час. Ну и, конечно, возможны сбои из-за неточно написанного адреса.
Оперативность, высокая скорость пересылки письма не единственное достоинство электронной почты. Пластичность электрических сигналов, простота их обработки, сортировки, запоминания, размножения и иных преобразований делают электронную почту системой огромных возможностей. Вы можете, в частности, нажатием кнопки записать полученное электронное письмо в файл вашего компьютера, в любой момент распечатать его на бумаге, цитировать, извлекая из памяти, чтобы напомнить автору письма о его словах. Электронная почта позволяет организовать оперативный обмен информацией в группе пользователей, что бывает необходимо при коллективном обсуждении самых разных проблем - от поездки на пикник до написания совместной статьи.
К особым достоинствам электронной почты хочется отнести сами демократические и этические основы Интернета. В сети, если вы не связаны с адресатом личными отношениями, общепринятым является доброжелательный и корректный стиль общения.
Почтовый ящик и его адрес
Как и в обычной почте, каждый обитатель компьютерной сети, или, более строго, каждый компьютер, включенный в сеть, имеет свой уникальный адрес. У одного компьютера может быть несколько адресов, но никогда один и тот же адрес не может быть присвоен разным пользователям. В сетях Интернета принята следующая форма написания адреса или, как принято говорить, формат адреса.
Значок @ (коммерческое "эт"; знак в данном случае употреблялся всего лишь как условный символ, с таким же успехом можно было использовать любой другой знак, например, & или $, или даже !, но, как говорится, выбор уже сделан) разделяет адрес на две части - левую и правую. Слева от знака @ - имя конкретного пользователя, под которым его знают в собственном почтовом отделении - на сервере. Справа - адрес самого этого почтового отделения, которое обслуживает множество пользовате лей. Например, в адресах О.Bender@g23.relcom.ru/ и А.Coreico@g23.relcom.ru/ правая часть g23.relcom.ru/ - адрес одного и того же сервера, а левые - О.Bender и А.Coreico - адреса почтовых ящиков двух абонентов на самом этом сервере.
Принятая система адресов называется доменной. Самые крайние правые (после точки) буквы - это, как правило, код страны: ru - значит Россия, fr - Франция, de - Германия, su - Советский Союз (это обозначение сохранилось в старых адресах), in - Индия, it - Италия, br - Бразилия, uz - Узбекистан, ua - Украина, us - США, np - Непал и т. д. Эти буквы принято называть доменом первого уровня. Иногда он не имеет географичес кой привязки и скорее говорит о принадлежности почтового узла и его абонентов к определенной профессиональной сети: com - коммерческой, net - сетевой, gov - правительственной, edu - образовательной. Домен второго уровня (левее первого после точки) - может быть названием организации, которой принадлежит данный сервер (в нашем примере relcom.ru), или города (например, msk - условное обозначение Москвы, nnov - Нижнего Новгорода и т. д.).
При написании адреса следует помнить некоторые простые правила:
- в адресе не может быть русских букв;
- в правой от @ части адреса большие и маленькие латинские буквы не различаются, то есть письма с правой частью адреса ...@g23.relcom.ru/ или ...@G23.Relcom.RU/ попадут на один и тот же почтовый сервер. А вот в левой части размер букв (большая или малая, то есть прописная или строчная) уже важен: O.Bender и o.bender - это могут быть разные адреса и, значит, разные пользователи.
Формат электронного письма
Электронное письмо состоит из своего рода заголовка (или "шапки") и самого письма, как говорят профессионалы, - его тела. Друг от друга заголовок и тело письма отделены пробелом - пустой строчкой. Рассмотрим пример - некое условное письмо, отправленное И. Ивановым в редакцию журнала из городка Одесса, который находится в США.
Return-Path: <I.Ivanov@odessa.us>
Received: from mail1.relcom.ru (mail1.relcom.ru [193.125.152.73]) by g23.relcom.ru (8.7.5.R.ML.S/Relcom-2A) with ESMTP id UAA26480 for <nauka.msk@g23.relcom.ru>; Sat, 17 Jan 1998 20:26:51 +0300 (MSK)
Received: from mail.odessa.us (root@mail.odessa.us [206.20.94.34]) by mail1.relcom.ru (8.8.8/Relcom-2A) with ESMTP id UAA27010 for <nauka.msk@relcom.ru>; Sat, 17 Jan 1998 20:10:39 +0300 (MSK)
Received: from odessa.us (dfs.odessa.us [206.20.94.36]) by mail.odessa.us (8.8.7/8.8.7) with SMTP id MAA09248 for <nauka.msk@relcom.ru>; Sat, 17 Jan 1998 12:07:17 -0500 (EST)
From: I.Ivanov@odessa.us (I.I.Ivanov)
To: nauka.msk@relcom.ru
Сс: info@relcom.ru, russ@relcom.eu.net
Subject: Просьба к редакции журнала "Наука и жизнь"
Date: Sat, 17 Jan 1998 12:06:15 -0500
Уважаемая редакция!
Надеюсь, что в одном из ближайших номеров журнала будет опубликована статья об электронной почте. С приветом, И. И. Иванов, г. Одесса, США.
Содержание письма, видимо, не вызывает трудностей, но не так-то просто прочитать его заголовок, "шапку". Часть ее заполняется отправителем письма, часть - почтовыми программами компьютеров. Вначале расшифруем содержания полей, за которые отвечает отправитель, предварительно заметив, что словом "поле" называют своего рода раздел шапки, самостоятельное предложение длиной в одну строку или в несколько строк. Каждое такое предложение разделено на две части, между которыми стоит двоеточие. Выглядит все это так: <Название поля>:<Содержание поля>
Название поля - это некоторое ключевое слово или последовательность слов без пробелов, вместо них ставится тире. Вы, как отправитель письма, заполняете следующие строчки (в скобках курсивом даны наши комментарии, которых в шапке, разумеется, нет):
To: - электронный адрес пользователя, которому адресовано письмо (to - английский предлог, здесь употребляется в смысле кому);
Subject: - тема письма (в произвольной форме и предельно кратко; может быть как на английском, так и на русском языке);
Cc: - разделенные запятыми адреса пользователей, которым будет отправлена копия этого письма (Сс - от английского Carbon copy, то есть углеродная копия, или, привычнее, под копирку).
Содержание всех остальных полей формируется почтовыми программами.
From: - адрес электронной почты отправителя, иными словами, обратный адрес. (Можно ввести в почтовую программу реальное имя или псевдоним. )
Date: - дата и время отправки письма, как правило, содержит день недели, дату (день, месяц, год), местное время и сдвиг времени относительно Гринвича.
Received: - протоколирует процесс передачи письма от одного почтового сервера к другому. (Самое нижнее предложение Received соответствует передаче письма от отправителя на его почтовый сервер, следующее - второй пересылке и т. д. В каждом предложении за ключевым словом from следует доменное имя передающего сервера и его числовой, так называемый IP-адрес; за словом by - доменное имя принимающего сервера. Далее указаны протокол передачи, в данном примере SMTP - Simple Mail Transfer Protocol, затем следует идентификатор id - условный код, присвоенный письму сервером, в первом Recieved этот номер MAA09248). Завершает строку дата и время передачи письма. Все это предложение является аналогом штампа, который ставят на конвертах обычных писем в почтовых отделениях.
В предложении Return-Path указан полный электронный адрес отправителя.
Как видим, шапка (заголовок письма) может рассказать о многом. О том, в частности, когда, кем и кому отправлено письмо, кому пошли копии, каким путем письмо шло от отправителя к получателю. Если письмо шло долго, вы сможете понять, где оно задержалось, проанализировав время прихода на каждый промежуточный сервер и время отправки с него. В шапке, кроме перечисленных, могут быть и другие предложения, а также не названные пока (сразу обо всем - невозможно) обозначения. Вы можете, например, получить письмо, в котором в поле То: указан не ваш адрес, а перед значком @ стоит слово List, в переводе с английского - список. Это значит, что ваш адрес попал в составленный кем-то список рассылки данного письма.
По электронной почте можно пересылать не только текстовые сообщения, но и рисунки, фото, звуковые и видео файлы. Один из способов - использование специальных программ кодировки, наиболее распространенная из них UUENCODE, и к ней программа восстанов ления (раскодирования) UUDECODE. Обе они обычно встраиваются в пользовательские почтовые программы.
Существует и другой способ: передача отдельных, как их называют, присоединенных файлов (по английской терминологии - attachment). О наличии такого файла делается запись в заголовке письма, и при его получении файл записывается на диск вашего компьютера в специальную директорию.
Русский язык в электронной почте
Компьютер работает с числами, и любой букве или символу соответствует определенный числовой код. Работой компьютера управляет особая программа - операционная система (ОС), чаще других используются системы MSDOS, Windows, Unix, MacOS. К сожалению, во всех этих операционных системах разные коды русских букв, и поэтому русский текст, созданный на компьютере с одной ОС, невозможно без перекодировки прочитать на компьютере с другой операционной системой.
Первая массовая сеть электронной почты в России создавалась на основе отечественной версии Unix с использованием кода КОИ8. В этой кодировке электронные письма у нас передаются и сейчас. Провайдер, как правило, создает на своем почтовом сервере несколько входов для писем, написанных с использованием разных операционных систем. И прежде чем пересылать письма на следующий почтовый сервер, их во всех случаях автоматически перекодируют в КОИ8.
Отсутствие российских стандартов на электронную почту приводит к тому, что не все провайдеры обеспечивают такой уровень сервиса, а зарубежных провайдеров вообще не волнуют проблемы русского языка.
Что делать в этой ситуации? Что, в частности, должен сделать наш соотечественник, работающий за рубежом, чтобы общаться со своими российскими коллегами на родном языке, не прибегая к транслитерации (см. "Наука и жизнь" № 1, 1998 г.).
Во-первых, необходимо "научить" свой компьютер русскому языку. Для этого нужны шрифты (на компьютерном языке их называют фонтами), обеспечивающие правильное отображение русских букв на экране и при выводе на печать. Нужен и так называемый драйвер клавиатуры - это программа, обеспечивающая ввод русских букв с клавиатуры. Практически все операционные системы позволяют работать на нескольких языках, и в те, которые распространяются в России, встраивают и русские шрифты, и необходимые драйверы.
Во-вторых, нужно "научить" свою почтовую программу перекодировать русские буквы в кодировку КОИ8 при отправлении почты и из КОИ8 при ее получении. Если же это вам не под силу, просто информируйте получателя вашей почты, в какой кодировке вы отправляете письма. Подробную подборку материалов по вопросам кодировок русских букв можно найти в Интернете по адресу: http://www.relcom.ru/Russification/.
Очень простую программу recode перекодировок для MSDOS (она может использоваться и в системе Windows) можно свободно получить из Киархива http://www.kiarchive.ru/ (или ftp://kiarchive.ru/). Наконец, программа MailReader для Windows автоматически "расшифровывает" русские тексты, в какой бы кодировке они ни пришли на ваш компьютер.
Электронные доски объявлений и телеконференции
Из "непочтовых" профессий электронной почты в первую очередь следует упомянуть всемирную систему новостей USENET. Ее можно сравнить с гигантской доской объявлений, к которой добавлены собранные воедино газеты и журналы всего мира. При этом вы имеете возможность быть автором объявлений и их читателем, подписчиком и создателем статей. Если вас интересует какая-то проблема, если хотите задать вопрос, поделиться новостями, собрать информацию или узнать, где ее взять, вы пишете письмо (оно же статья или объявление) и получаете ответ от коллег по увлечению или по профессии.
Огромный массив USENET разбит на множество тематических групп, каждая из них может иметь несколько уровней подгрупп, а подгруппа самого нижнего уровня состоит из статей. Приведем пример. Существует большая группа русскоязычных новостей relcom.*, звездочка в названии говорит о наличии подгрупп. Одна из них relcom.commerce.* опять же содержит подгруппы, в частности relcom.commerce.computers или relcom.commerce.medicine. Иногда вместо понятия "группа новостей" используют понятие "телеконференция".
Все группы новостей делятся на три класса. Первый - открытые группы, любой пользователь Интернета (точнее, любой пользователь электронной почты) может послать в эту группу по E-mail свое письмо (статью), и оно будет автоматически опубликовано, станет доступным всем подписчикам данной группы. Второй класс - управляемые (или модерируемые, то есть регулируемые, сдерживаемые) группы новостей. Здесь уже есть редактор (модератор), который просматривает присылаемые статьи, он не пропустит статью, если она не отвечает тематике (уставу группы). Наконец, третий класс - закрытые группы, в них статьи публикует лишь ограниченный круг лиц. Примером может служить телеконфе ренция relcom.postmasters, которая публикует объявления администрации АО "Релком" для своих абонентов.
Заметьте: группы различаются только по правилам публикации, они абсолютно открыты для всех подписчиков. Подписка означает, что все статьи, поступающие в данную группу, автоматически рассылаются подписчикам на их E-mail адрес. Вы можете оформить подписку только на перечень статей (оглавление), а выбранный текст получать по отдельным запросам. В любое время можно отказаться от подписки, если данная группа новостей перестала вас интересовать.
Кроме телеконференций пользователям электронной почты доступны так называемые почтовые файловые серверы. Это специализированные мощные компьютеры, которые содержат различную тематическую информацию: компьютерные игры, программное обеспечение, архивы информационных материалов и т. п. Запрос на получение информации с сервера посылается по электронной почте. Сервер обрабатывает запрос и также по электронной почте отправляет затребованную информацию. Примером почтового файлового сервера является mailserv@relcom.ru, содержащий свободно распространяемое программное обеспечение, информационные материалы о сети и другую информацию для пользователей электронной почты.
Про электронную почту написано много книг, много статей в специализированных и в популярных журналах. Но с момента их публикации сама эта область неимоверно разрослась и продолжает расширяться с каждым годом, предлагая своим пользователям все больше услуг. Наш короткий рассказ, по условию, должен был помочь сделать лишь первые шаги в ваших взаимодействиях с электронной почтой. Но, вступив на этот путь, вы уже вряд ли захотите остановиться.
CЛОВАРИК
Сервер новостей (news server) обеспечивает пользователям получение и публикацию информации во всемирной системе новостей Usenet. У разных провайдеров адрес сервера новостей может быть различным, его, как правило, пользователь получает при заключении договора.
"Всемирная паутина" (World Wide Web, сокращенно - WWW) - технология хранения и представления информации в Интернете. Представляет собой систему Web-серверов, на них хранятся информационные файлы (Web-страницы), к которым можно получить доступ через Интернет. Web-страницы хранятся в форме гипертекста, то есть текста, в котором есть ссылки на другие страницы этого или других Web-серверов. Web-страницы могут включать как сами тексты, так и картинки, звук, видеоматериалы. Возможность просмотра изображений и прослушивания звука определяется характеристиками компьютера.
Программа-клиент (иногда просто Клиент - Client) - устанавливается на компьютере пользователя, взаимодействует с программой-сервером, обеспечивая работу пользователя в сети. Так, например, программа-клиент Netscape Navigator связывает ваш компьютер с World Wide Web и по вашему запросу достает информацию с Web-серверов. Программа FTP-клиент (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) предоставляет возможность передавать файлы на FTP-сервер или с него. Записывать файлы на FTP-сервер можно только в том случае, если у вас есть персональный вход в него с правом записи. Наиболее популярный FTP-клиент под Windows - бесплатная программа WS_FTP, ее можно взять, например, в Киархиве (файловый архив общедоступных материалов узла Релком) по адресу: http://www.kiarchive.ru/pub/windows/internet/ftp/.
Анонимный FTP - сервер, который дает возможность подключаться к нему в качестве анонимного пользователя. Большинство FTP-серверов допускают такое подключение (например, сервер ftp://ftp.relcom.ru/). В этом случае при входе вы должны в качестве имени пользователя (Login, или user name) ввести слово "anonymous", а в качестве пароля - адрес своей электронной почты. После подключения вам дается возможность загружать (копировать) на свой компьютер общедоступные файлы с этого сервера.
IRC(Internet Relay Chat) - передача по Интернету "разговора" в группе участников. Под "разговором" понимается ввод текста с клавиатуры и чтение сообщений всех участников с экрана. Эта система позволяет тысячам пользователей поддерживать разговор, обмениваясь сообщениями в реальном времени, практически мгновенно. Для предотвращения всеобщей путаницы пользователи Интернета объединяются в группы (каналы), обсуждающие различные темы. IRC является аналогом телеконференций USENET, но проводимых в режиме реального времени. Они обслуживаются специальными IRC-серверами, а пользователю необходима программа IRC-клиент. Можно, например, воспользоваться программой mIRC, взяв ее по адресу: http://www.kiarchive.ru/pub/windows/internet/conference/irc/. После установки mIRC можно подключиться к любому IRC-серверу.
Бит в секунду (сокращенно - бит/с, или bps) - мера скорости передачи информации, в том числе в компьютерных сетях. Используются также килобит в секунду (Кбит/с, kbps) и мегабит в секунду (Мбит/с, Mbps); 1 Кбит/с = 1024 бит/с, 1 Мбит/с = 1024 Кбит/с. Иногда пользуются единицей байт в секунду (байт/с), которую нетрудно представить, исходя из того, что 1 байт = 8 бит. Типичная скорость получения или передачи информации по телефонной сети (через модем) реально составляет 10-30 Кбит/с, а это примерно 1-4 машинописных страниц в секунду.
Спам (от английского spam - колбасный фарш, в американском жаргоне, как и в данном случае, имеет смысл "ненужный продукт") - рассылка информации, как правило, рекламного характера и часто большого объема, во множество адресов электронной почты. Информация рассылается без запросов пользователей и чаще всего им не нужна. Интернет-провайдеры борются со спамом, используя различные защитные технологии; органы власти разрабатывают нормативные и законодательные акты против тех, кто рассылает спам.