Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

23 октября – Международный день снежного барса

Тем временем краснокнижных кошек начали изучать с помощью нейросетей.

Снежный барс или ирбис до сих пор остаётся одним из самых малоизученных видов кошачьих во всём мире. Это единственный вид крупных кошек, приспособившийся обитать в суровых условиях высокогорий. Хищник внесён в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) и имеет статус редкого или исчезающего вида во всех 12 странах, где обитает.

Состояние популяции краснокнижной кошки находится на особом контроле государства – снежный барс входит в список 13 приоритетных объектов животного мира федерального проекта «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма», координация реализации которого возложена на Росзаповедцентр Минприроды России.

В настоящее время численность ирбиса в нашей стране составляет 1-2% от мировой численности вида, которая не превышает 4 тыс. особей. В российской части Алтае-Саянского экорегиона, по оценкам экспертов, насчитывается порядка 70-90 особей снежного барса (в 2011 году она составляла всего около 40 особей). При этом более 50 % от общей численности вида сосредоточено в Республике Алтай.

Масштабная работа по изучению и сохранению ирбиса ведётся в заповедниках и национальных парках. На особо охраняемых природных территориях (ООПТ) регулярно проводятся антибраконьерские рейды, в ходе которых изымаются незаконные орудия лова – проволочные петли (установленные для нелегальной добычи кабарги в местообитаниях снежного барса), реализуются мероприятия по учёту в рамках мониторинга хищника, по проведению научных исследований, транслокации и реинтродукции снежных барсов, по предотвращению конфликтов между скотоводами и хищником.

Исследования проводятся сотрудниками ООПТ с привлечением научных организаций и экспертов мирового уровня. С каждым годом учёные расширяют спектр проводимых работ, а также пробуют новые научные методы.

Так, в Сайлюгемском национальном парке (Республика Алтай), компания Yandex Cloud при поддержке Школы анализа данных Яндекса завершила первый этап проекта по мониторингу диких животных. Вместе со студентами специалисты разработали нейросеть, которая распознаёт 10 разных видов животных на изображениях и видео, полученных на ООПТ с помощью фотоловушек. Модель была обучена на массиве из 40 тысяч размеченных объектов: фотографий и фрагментов видео общим объёмом 150 Гб. Нейросеть находит животных на снимках в десятки раз быстрее, чем человек. Технология поможет учёным более эффективно изучать ирбисов в естественной среде обитания и понять, как можно защитить их популяцию.

Самка снежного барса с двумя котятами осенью 2023 года. Фото с фотоловушки в заповеднике «Убсунурская котловина».

«Ирбисы по-прежнему мало изучены, поскольку обитают в труднодоступных местах, ведут сумеречный образ жизни, охотятся поодиночке. Мы исследуем повадки, перемещение, численность этих животных с помощью фотоловушек с датчиками движения: когда животное проходит рядом с таким устройством, включается фото- или видеосъемка. Затем данные с приборов загружают на компьютер и сотрудники нацпарка их отсматривают. Раньше на то, чтобы найти среди тысяч холостых изображений редких животных, уходили дни и даже недели», – пояснил директор Сайлюгемского нацпарка Денис Маликов.

На следующем этапе нейросеть научится определять на снимках конкретные особи барсов по их внешнему виду и рисунку пятен. Так учёные смогут сэкономить ресурсы, силы и эффективнее изучать и сохранять снежных барсов и других животных.

В Алтайском заповеднике (Республика Алтай) с 2011 года ведётся изучение группировки снежного барса методом фотоловушек.

«Проверка фотоловушек, установленных на Шапшальском хребте принесла в этом году хорошие новости: впервые за весь период наблюдений зарегистрированы проходы четырёх снежных барсов. Перед камерами фотоловушек позировали самка и два её котёнка, а также прошёл еще один барс – самец. В предыдущие годы отмечались обычно только одна-две особи», – поделился последними новостями директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков.

В 2023 году в Майминском районе Республики Алтай стартовало строительство Центра сохранения биологического разнообразия «Снежный барс».

В заповеднике «Убсунурская котловина» (Республика Тыва) в 2023 году в рамках российско-монгольской экспедиции зафиксировано на 7 особей снежных барсов больше по сравнению с прошлым годом. В 2022 году здесь обитало всего 11 особей.

Заповедник «Убсунурская котловина», беременная самка ирбиса в мае 2023. Фото: пресс-служба РосзаповедцентраюМинприроды.

«Главная хорошая новость этого года – это то, что количество особей ирбисов, выявленных на территории заповедника, увеличилось. В том числе – самок с котятами. Так, в охранной зоне кластерного участка «Хаан-Дээр» за 30 лет наблюдений никогда не было снежных барсов. Однако в прошлом году мы обнаружили их следы, а весной получили подтверждение обитания здесь ирбиса: самка, метившая свою территорию, попала в объектив фотоловушки. Наблюдали мы в феврале и гон самцов. Но самым радостным событием этого года стало то, что самка, которая попадалась в фотоловушку в конце мая беременная, и данные о которой мы на какое-то время потеряли, благополучно родила в ущелье и по-прежнему обитает в заповеднике. Недавно мы нашли ее следы, причем уже с двумя котятами! Основные причины появления на участке краснокнижных редких кошек – это обеспечение охраны территорий и увеличение поголовья сибирского козерога», – рассказал директор заповедника «Убсунурская котловина» Диинмей Балбан-оол.

Сейчас группа сотрудников заповедника уже 2 недели работает в самом отдалённом и труднодоступном участке заповедника – «Монгун-Тайга». До выпадения большого снега им надо обслужить сеть фоторегистраторов – заменить батарейки, изъять полученные материалы, а также установить 30 новых фотоловушек, приобретённых с помощью межрегиональной ассоциации «Центр по изучению снежного барса «Ирбис».

В Саяно-Шушенском заповеднике, на юге Красноярского края, обитает самая северная группировка снежных барсов, которая несколько лет назад была на грани исчезновения. В этом году на ООПТ была зафиксирована визуальная встреча четырех ирбисов с фотоподтверждением данного факта. Кроме того, в 2023 году сотрудниками заповедника были уточнены особенности биологии снежного барса – дополнена информация о сроках гона и периоде половозрелости, а также получены сведения об особенностях взаимодействия ирбисов друг с другом.

«В этом году в ходе комплексных экспедиций и анализа собранного материала нам удалось определить, что для территории Саяно-Шушенского заповедника характерна дифференциация пространственной структуры ирбиса по половому признаку. То есть по достижению самостоятельного возраста самки выбирают территорию, расположенную рядом с материнским участком, а самцы активно исследуют пригодные биотопы, имея более обширный участок обитания, по сравнению с участком самок. Выбор места обусловлен рядом факторов, в которые входят кормовые и защитные свойства среды. Для самок эти показатели имеют большее значение в связи с тем, что с появлением потомства необходимо надежное укрытие и достаточный объем кормовых ресурсов, что позволит в короткие сроки поймать добычу и обеспечить питание котят. Участок должен иметь естественные изоляционные свойства, что позволят потомству безопасно осваивать окружающий мир после выхода из логова», – рассказал начальник научного отдела Саяно-Шушенского заповедника Роман Афанасьев.

В 2024 году в Красноярском крае запланировано открытие Центра восстановления, реинтродукции и реабилитации снежного барса на базе Красноярского парка флоры и фауны «Роев ручей».

Источник: Росзаповедцентр Минприроды России