Услышав иностранный язык во время внутриутробного развития, детский мозг начинает воспринимать его как родной.
Люди появляются на свет с мозгом, которому ещё развиваться и развиваться, но при этом известно, что буквально с первых часов после рождения младенцы способны
отличать
звуки речи от всех остальных. Более того, годовалые дети, которые ещё не умеют говорить,
чувствуют разницу между языками
, то есть по их психологической реакции можно понять, какой язык они считают родным, а какой ...
Общий смысл высказывания у шимпанзе не всегда равен простой сумме отдельных «слов».
Месяц назад мы писали о карликовых шимпанзе, или бонобо – они, как оказалось, могут комбинировать голосовые сигналы, рождая
новые смыслы
. У бонобо, как у многих социальных животных, есть набор элементарных звуковых сигналов, которые они используют в разных ситуациях. Но эти элементарные звуки можно объединять, а чтобы узнать, появляется ли в результате новый смысл, нужно проанализировать и отдельные звуки, и ...
Объединяя свои голосовые сигналы, бонобо рождают новые смыслы.
Соединяя слова в предложения, мы придаём им новые значения. Например, прилагательное «чёрный» может относиться к очень, очень многим вещам, а в слове «кошка» скрываются все котики мира. Но когда мы говорим о чёрной кошке, то имеем в виду более-менее конкретного зверя – во всяком случае, более конкретного, чем кошки вообще. В случае с чёрной кошкой произошло просто объединение смыслов от двух слов, однако всё может быть сложнее. ...
Человеческий вариант гена NOVA1 заставил мышей пищать немного иначе.
Самый известный среди речевых генов – это ген
FOXP2
, чьё влияние на речь стали активно изучать с начала XXI в. Мутации в нём сопровождаются трудностями с произношением, с синтаксисом и с пониманием чужой речи; когда человеческий вариант
FOXP2
вводили в геном мышей, у тех заметно усложнялись звуки, которыми они общаются друг с другом. (Впоследствии выяснилось, что
FOXP2
важен для обучения, точнее, для того этапа обучения, ...
Определённые статистические закономерности в языке помогают его учить – возможно, то же самое можно сказать и про песни китов.
В любом языке есть слова более употребимые – те, которые часто встречаются в устной и письменной речи – и менее употребимые. Частотность слов во всех языках описывается статистическим законом Ципфа: самое частое слово используется примерно в два раза чаще, чем то, которое стоит на втором месте, а оно, в свою очередь, используется в три раза чаще, чем «слово номер три», ...
Как стирается грань между устной и письменной речью, и в чём особенности текста на экране – рассказывает лингвист Алексей Лебедев.
Как вы думаете, можно ли, читая обычную печатную книгу, тут же перейти по ссылке, которую приводит автор, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли, о чём идёт речь? А можно ли по ходу чтения редактировать эту самую книгу, не считая заметок карандашом на полях? «Что за глупые вопросы?! Конечно же, нет!», – ответите вы и будете совершенно правы.
А если перед нами ...
Сердечный ритм у младенцев меняется вместе с их лепетом
Когда дети учатся говорить, в их лепете начинают слышаться фрагменты слов, а потом и целые слова – их не всегда можно узнать, но всё же какие-то слова оказываются вполне различимы даже для посторонних людей, а не только для родителей. Сотрудники Хьюстонского университета обнаружили, что свойства младенческой «речи» связаны с сердечным ритмом. Исследователи наблюдали за тридцатью четырьмя младенцами возрастом от 18 до 27 месяцев: пока они ...
В языковых зонах мозга есть нейроны, реагирующие на текст в разных временных масштабах.
Языковые зоны человеческого мозга изучают давно, но львиная доля результатов тут получена с помощью фМРТ – функциональной магнитно-резонансной томографии. Она оценивает активность зон мозга по притоку к ним крови, и самый маленький участок, который можно различить с помощью фМРТ, это многие сотни тысяч нейронов. Чем занимаются группы в десять, пятьдесят или хотя бы в сотню-другую тысяч клеток, с помощью ...
Нейрокомпьютерный интерфейс с переменным успехом переводит внутреннюю речь во внешнюю.
Время от времени мы слышим о том, как парализованный, лишённый речи человек смог заговорить с помощью так называемых нейрокомпьютерных интерфейсов. Принцип их работы в самых общих чертах выглядит так: электроды, вживлённые в мозг, считывают активность определённой группы нейронов, после чего нейронная информация переводится на машинный язык, и машина выполняет то действие, о котором человек подумал. Можно ...
Разные люди по-разному синхронизируют свою речь со звуками другого языка.
Для многих изучающих иностранный язык, главная проблема оказывается не в хитрой грамматике или орфографии, а в том, чтобы научиться слышать чужую речь, чтобы начать разбирать на слух, где заканчивается одно слово и начинается другое. Кому-то это даётся легко, кому-то – нет. И дело может быть не только в прилагаемом усердии, но и в психоневрологических особенностях – у некоторых людей мозг просто хуже чувствует ритм речи.
...
Спящий мозг понимает успокаивающие слова.
Во сне мы
продолжаем что-то слышать
, причём услышанное может влиять и на мозг, и на весь организм, как это показали сотрудники Льежского университета. Они давали послушать спящим людям разные слова, либо нейтральные, либо расслабляющее-успокаивающие. Расслабляющие слова усиливали медленноволновую активность мозга во время медленной фазы сна, сама фаза была длиннее, и в целом люди чувствовали себя более выспавшимися. Словесное успокоительное помогало ...
Язык помогает прочитать эмоции на лицах другой культуры.
Все люди умеют худо-бедно читать чужие эмоции по лицу. Разумеется, есть какие-то повреждения мозга, есть психоневрологические расстройства, которые эту способность сильно ослабляют. А ещё есть люди, которые настолько хорошо владеют мимикой, что способны ввести в заблуждение любого, но мы сейчас не о них. Обычный человек всё-таки может по одному виду собеседника сказать, расстроен он или рад, грустит ли, разозлён и так далее. При этом ...
Мозг новорождённых старается в первую очередь следить за ритмом речи, чтобы на ритм потом нанизывать отдельные речевые звуки.
Что значит научиться говорить? Это значит выучить отдельные звуки, и понять, как отдельные звуки соединяются в слова, которые что-то обозначают. Ещё нужно понять, как слова складываются в предложения, и как различить отдельные слова в предложениях. Тут можно вспомнить про грамматику, но когда маленькие дети учатся говорить, они учатся не с учебником в руках, они просто ...
Испанский язык учит индейцев различать цвета на их родном индейском языке.
Наш глаз видит очень много цветов, но далеко не все они одинаково отражаются в языках. Хрестоматийный пример — это синий и голубой, два разных слова в русском языке и одно слово blue в английском. Кто-то может сказать, что по-английски можно сказать light blue или sky blue, то есть светло-синий или небесно-синий, но это всё равно не то, это производные от главного «цветового» слова, указывающие на оттенки. То, что разные ...
С помощью нейрокомпьютерных алгоритмов неврологическим пациентам вернули внятную речь.
Когда мы хотим сделать шаг, или сжать руку, или сказать что-нибудь, что при этом происходит в мозге? Двигательные зоны коры полушарий формируют импульсный код движения и посылают его в соответствующие мышцы. Конечно, движению предшествует намерение, а в случае речи, устной и письменной, намерение ещё облекается в осмысленные слова с определённым синтаксисом. Но, так или иначе, всё равно всё заканчивается ...
Самый первый индоевропейский язык возник к югу от Кавказа, откуда стал мигрировать в разных направлениях.
Индоевропейских языков насчитывается около четырёхсот сорока пяти (в это число входят и мёртвые языки вроде древнегреческого или хеттского). Число людей, для которых родным является какой-нибудь индоевропейский язык, перевалило за три миллиарда. При этом до сих пор не вполне понятно, где и когда возник самый первый, протоиндоевропейский язык, давший начало всем прочим. Большинство ...
Ошибаясь в конкретных словах, новый алгоритм всё же верно определяет, о чём человек думает.
Чтение мыслей не такая уж фантастика, если вооружиться подобающим нейробиологическим оборудованием. Мысли отражаются в нейронных импульсах, значит, чтобы прочесть мысли, нужно считать эти импульсы из мозга и расшифровать их, то есть дать им словесный или визуальный перевод. Легче сказать, чем сделать; нейробиологи уже довольно давно учатся расшифровывать мозговые импульсы, и пока что более или менее ...
Полушарность языка и речи зависит от строения мозолистого тела, ... мы слышим в связи с языком и речью. Некоторые исследования, впрочем, говорят о ... меньше правое полушарие вовлечено в язык и речь. Это соответствует одной из главных ...
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее