Грозит ли нам «песчаная катастрофа»?

Песок – это исчерпаемый природный ресурс, и его не становится больше. Между тем, без песка нет ни бетона, ни асфальта, ни стекла. Где уже сейчас существует дефицит строительного песка? Из чего нам делать бетон, когда закончится песок? На эти и другие вопросы отвечает  Евгений Королёв, доктор технических наук, профессор, почётный строитель России, академик Российской инженерной академии.

Грибная лихорадка

Как искать патогенные грибы с помощью ПЦР, какая гниль угрожает российским яблоням и останемся ли мы все без бананов – рассказывают специалисты Всероссийского центра карантина растений.

Лето, дети... и травмы

О детском травматизме и опасностях большого города рассказывает Баир Самбатов, заведующий отделением неотложной травматологии и ортопедии Детской городской клинической больницы им. З. А. Башляевой.

Чем мы будем питаться завтра?

Какие пищевые риски подстерегают человечество уже сейчас? Чем опасна онлайн-торговля продуктами? Как одни насекомые могут сделать нас вегетарианцами, а другие спасти нас от голода и глобального потепления? Об этом и не только рассуждает академик РАН Виктор Васильевич Малеев, советник директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.

В поисках тёмной энергии

Вместе с научными волонтёрами помогаем астрофизикам построить самую большую трёхмерную карту космоса, чтобы понять, как тёмная энергия повлияла на скорость расширения Вселенной.

Что можно увидеть на небе в июне 2021

Вот и наступило лето с короткими, но ясными ночами. Широко распахнуло в вышине свои крылья созвездие Лебедя, раскинувшее крылья по обе стороны Млечного пути. Благодаря столь удачному расположению в нём много интересных любителям астрономии объектов для наблюдения.

Вернуть зрение помогла оптогенетика

Проведена первая в мире оптогенетическая терапия, в результате которой пациент прозрел. О том, какие перспективы это открывает для человечества и как в этой области обстоят дела в нашей стране, рассказывает академик РАН Михаил Аркадьевич Островский, Президент Физиологического общества им. И.П. Павлова.

В поисках жизни

На Марс, нашего ближайшего соседа по Солнечной системе, человечество с вожделением смотрит уже не один десяток лет. Надежда найти жизнь на Красной планете то угасает, то загорается с новой силой... Так всё-таки зачем нам нужен Марс?  Будут ли там  яблони цвести? Какие перспективы для человечества открывают исследования Красной планеты? Какую роль в этих исследованиях играет наша страна? На эти и другие вопросы отвечает Олег Игоревич Кораблёв, заведующий отделом физики планет ИКИ РАН, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН.

Волонтёры науки в поисках счастья

Как нейробиологи пытаются вывести математические уравнения ощущение счастья, и как вы можете им в этом помочь — рассказывает Мария Осетрова.

«Собственность похожа на интеллектуальную собственность, как коровка на божью коровку»

О роли авторских прав в науке и культуре, о свободных лицензиях и о том, мешает ли копирайт развитию науки мы поговорили с Екатериной Эдуардовной Чуковской, директором Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности Digital IP, вице-президентом по R&D Федерации интеллектуальной собственности.

Мы полетим на Луну навсегда

Какие тайны скрывают ледники на Луне? Почему космические державы вновь затеяли лунную гонку? Чем займётся автоматическая межпланетная станция «Луна-25»? Об этих и других лунных темах рассказывает Игорь Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии ИКИ РАН.

Вакцинация: весна тревоги нашей

Может ли вакцинация вызвать перестройку генетического аппарата и сделать нас мутантами? Какими осложнениями она грозит? Может ли в результате вакцинации случиться инфаркт или инсульт? А рак? На эти вопросы отвечает иммунолог, кандидат медицинских наук Николай Александрович Крючков.

Что можно увидеть на небе в мае 2021

Всё ближе лето. С одной стороны уменьшается тёмное время суток, с другой – становится больше ясных ночей, благоприятных для наблюдения звёздного неба. Для жителей северного полушария май – время, когда можно полюбоваться красивым южным созвездием Скорпиона.

Без пищи жизни нет!

Чем космический хлеб отличается от обычного, земного? Что едят космонавты на орбите? Как надо питаться во время пандемии? Обо всём этом рассуждает Дмитрий Борисович Никитюк, директор Федерального центра питания, биотехнологий и безопасности пищи, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН.

Раскраски для взрослых

Ищем и отмечаем митохондрии на микрофотографиях плаценты и не только вместе с Марией Осетровой.

Остов на острове

Редкая находка в «Русской Арктике»: учёные ищут возможность перевезти на материк остатки поморского судна – карбаса.

Вакцина на десерт

В Институте экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге проводятся доклинические испытания принципиально новой вакцины от COVID-19 на основе молочнокислых бактерий. О том, какие она имеет преимущества и когда появится на нашем фармацевтическом рынке, рассказывает директор института, доктор биологических наук, профессор РАН Александр Дмитриев.

Портал в мир планктона

Если вы любите море и его обитателей, то как насчёт того, чтобы поискать аппендикулярий, бочёночников и лопастеносных гребневиков на фотографиях морской воды? Как это сделать с пользой для науки, расскажет Владислав Цой.