Древняя Греция до греков: микенцы побеждают минойцев… и проигрывают дорийцам

Повелители моря — минойцы — постепенно ушли в небытие. Их забыли сначала на материке, а затем и на самом Крите. Яркие многоэтажные дворцы перешли под власть воинственных пришельцев, основавших на острове свою династию. Мы называем представителей этой новой цивилизации микенцами.

Золотая погребальная «маска Агамемнона» из Микен XVI века до н. э., Национальный археологический музей в Афинах. Фото: Xuan Che/Wikimedia Commons, CC BY 2.0.

Микенская культура так же, как и минойская (см. Расцвет и гибель Минойской «Атлантиды», Юлли Улётова), принадлежит к так называемой  Эгейской цивилизации. Её возникновение на территории современной Греции связывают с ахейцами, племенами, которые на рубеже III–II тысячелетий до н. э. мигрировали из степей Евразии.

Население Балканского полуострова до прибытия первой волны ахейских переселенцев строило поселения из небольших, на два-три помещения, домов, вручную лепило керамические изделия, занималось традиционными для той эпохи ремёслами и вело сельское хозяйство. Большинство этих поселений не имело никаких оборонительных сооружений. Да и жившие в них люди составляли социально однородное общество — земледельцев-общинников. Ремесленное производство в целом было рассчитано на обслуживание потребностей самой общины. Этот период в истории материковой Греции (III тыс. до н. э.) называется раннеэлладским.

Впрочем, археологи открыли в Арголиде (историческая область в Греции, где расположены Микены, Тиринф, Аргос) так называемый «протогород» Лерна — поселение на вершине холма, обнесённое стенами с башнями. В его центре была расположена «резиденция» правителя («Дом черепиц»), которую окружали более простые дома рядовых общинников. Просуществовал «протогород» недолго — около трёхсот лет, примерно до 2200 года до н. э., а после большого пожара Лерна возродилась уже как обычное небольшое поселение.

Lerna1_low.jpg
Лестница, ведущая на верхний этаж раннеэлладского Дома с черепицей в Лерне. Фото: Heinz Schmitz/Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.5.

Другое раннеэлладское поселение на холме Аскетарион под современной Рафиной (греческий портовый город в 20 км от Афин) тоже имело оборонительную стену. Но особо интересным в нём оказались следы крупного бронзолитейного производства, которое позволяло жителям поддерживать высокий уровень благоустройства своей деревни.

Во многих поселения были открыты ямы для хранения зерна. А это значит, что община имела возможность делать большие запасы. О существовании морской торговли свидетельствуют нередкие находки минойских, кикладских, египетских изделий. Керамика к концу раннеэлладского периода уже изготавливается на гончарном круге.

Следующий период — среднеэлладский — продолжался с начала до середины II тыс. до н. э. В это время пришельцы с севера (ахейцы) смешивались с местным населением или изгоняли аборигенов с насиженных мест. Многие догреческие поселения прекращают своё существование (например, цитадель в Лерне и Рафине), в то же время ахейцы основывают свои. Типичным для этого времени специалисты считают поселение Мальти-Дорион.

К концу среднеэлладского периода (XVI век до н. э.) относятся самые ранние памятники микенской культуры — шахтовые гробницы. Они очень резко отличаются от предыдущих скромных захоронений богатством погребального инвентаря: изделия из бронзы, серебра, золота соседствуют с янтарём и другими привозными предметами. Очевидно, что в обществе уже произошли серьёзные изменения: налицо социальная дифференциация, появились люди, сосредоточившие в своих руках власть и богатство, на них работают как обычные земледельцы, так и искусные ремесленники. Им доступны предметы роскоши не только местного производства, но и «импортные».

Микенцы много перенимают у критян, минойское влияние заметно в культуре, религии, организации управления ресурсами. Впрочем, не следует думать, что микенская культура всего лишь ответвление минойской цивилизации (так, например, считал первооткрыватель Кносса археолог Артур Эванс). Ахейцы переосмысливают материальную культуру более продвинутых в этом плане жителей Крита, в то же время сочетая её с собственными традициями.

2kratera_low.jpg
Два кратера (сосуда для смешивания вина) из раскопок под кипрским городом Пила, оба XII в. до н. э.: позднеминойский с осьминогом и микенский с возницами. Муниципальный музей Ларнаки (Кипр). Фото Юлли Улётовой.

Ахейские моряки и как торговцы, и как пираты были очень активны в Восточном Средиземноморье — микенская керамика найдена на многих островах (Сицилии, Мальте, Кипре, Родосе, Липарских островах и т. д.) и побережьях Эгейского, Ионического, Адриатического морей.

В Микенах же в конце среднеэлладского периода, в конце XVII – первой половине XVI вв. до н. э., членов правящей династии хоронят в шахтовых могилах на особых кладбищах, обнесённых по кругу оградами. В современной археологии их называют могильными кругами А и Б. В захоронениях там найдены богатые погребальные дары — бронзовая и керамическая посуда, золотые, серебряные и бронзовые украшения, оружие и т. п.

07. Микены. Могильный круг А_low.jpg
Микены. Могильный круг А. Именно здесь была найдена знаменитая «маска Агамемнона». Фото Юлли Улётовой.

На позднеэлладский период истории материковой Греции (вторая половина II тыс. до н. э.) приходится расцвет и закат микенской цивилизации. В начале эпохи поселения на материке — Аргос, Тиринф, Пилос, Фивы и др. — обносятся мощными оборонительными стенами. В Микенах цитадель на холме перестраивается трижды, увеличивая свою площадь и обороноспособность. Дворцы ахейцев, как и у минойцев, расписаны фресками. Ахейцы захватывают ослабленный санторинским извержением Кносс. Вероятно, им правила отдельная династия микенцев.

08. Мощная стена цитадели в Тиринфе_low.jpg
Мощная стена цитадели в Тиринфе. Фото  Юлли Улётовой.

Как и минойская цивилизация, микенская не знала городов. Социально-экономическими центрами у ахейцев, как и у минойцев, были дворцовые комплексы, правда, укреплённые. Бюрократический аппарат во дворцах ведёт сложную систему учёта трудовых и натуральных повинностей окрестного населения. В Микенах, Пилосе, Тиринфе, Фивах найдены архивы глиняных табличек, написанных линейным письмом Б. Среди хозяйственных данных расшифрованы имена людей с указанием рода их занятий, включая титулы, профессии или служебные должности. Документы также раскрывают сложную систему рабовладения в микенской Греции. Рабы могли находиться в собственности как царя, так и частных лиц. При этом разные группы рабов могли иметь разный социальный статус и разные права. В текстах табличек упоминается иноземное происхождение рабынь — основными источниками добычи рабов, очевидно, являлись захват военнопленных и торговля. Ахейцы имели экономические связи не только с населением европейского побережья, но также с Египтом, Малой Азией и сиро-финикийским побережьем. В этих местах найдены следы ахейских поселений.

NAMA_Linear_B_tablet_of_Pylos_low.jpg
Образец глиняной таблички с линейным письмом Б из микенского дворца в Пилосе. Фото: Sharon Mollerus/Wikimedia Commons, CC BY 2.0.

К середине позднеэлладского периода относятся знаменитые купольные гробницы (толосы) Микен с богатейшим погребальным инвентарём, открытые Генрихом Шлиманом в конце XIX века. Искренне веря, что столь грандиозные сооружения могут принадлежать личностям, оставившим свой след в истории, Шлиман назвал самый большой из толосов гробницей Атрея. Атрей, могущественный микенский царь, отец Агамемнона и Менелая, известен из мифов, его имя упомянуто в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. События, описанные в «Илиаде», могли иметь место как раз в конце позднеэлладского периода.

09. Микены. Дромос (длинный коридор) Сокровищницы Атрея_low.jpg
Микены. Дромос (длинный коридор) Сокровищницы Атрея. Фото Юлли Улётовой.

Микенские государства-дворцы так и не стали единой державой. Ахейская Греция состояла из разрозненных крупных политических центров, контролировавших прилежащую область. Они воевали друг с другом, завоёвывали соседей, вступали в союзы, независимо друг от друга торговали с более отдалёнными территориями, укрепляли свои цитадели, строили гробницы. Мелкие царства существовали в полузависимом состоянии от более сильного гегемона в регионе: признавали власть могущественного царя, но всё же сохраняли большую долю самостоятельности. Скорее всего, часть династов разных владений могла находиться в родстве друг с другом. Не менее слабо аристократические правители были связаны с земледельцами Греции, за счёт эксплуатации которых царям удавалось жить в роскоши.

Археологические раскопки в различных местах Греции отмечают сокращение числа поселений в XIII веке до н. э. по сравнению с предыдущим периодом. Это может свидетельствовать об убыли населения, возможно, из-за миграции. В то же время микенцы возводят разного рода укрепления, а в оборонительных сооружениях некоторых дворцов есть следы нападений.

В конце XII вв. до н. э. микенская цивилизация Греции стала жертвой дорийского вторжения — движения племён из северной части Балканского полуострова. По всему направлению этого движения археологи отмечают разрушение микенских поселений. У основной массы населения Греции, жившего при родовом строе, не было, очевидно, ни сил, ни желания защищать придворную аристократию городов-дворцов. По сути, микенская цивилизация к моменту прихода дорийцев представляла собой колосса на глиняных ногах, чьи внутренние проблемы пришельцы с севера лишь усугубили вплоть до падения.

09-2_low.jpg
Археологическая зона Микен. На переднем плане  так называемое зернохранилище (скорее всего, это было помещение для стражи около ворот). На заднем плане — жилые кварталы за крепостной стеной Микен. Фото Юлли Улётовой.

Об этой великой эпохе греческая мифология сохранила немало устных легенд и целых стихотворных эпосов (вспомним Гомера). К ним позднее часто обращались драматурги классического периода. В то же время, по мнению специалистов, такие эпосы как Фиванский цикл, например, могут отражать вполне реальные события микенского времени.

Вместе с окончанием XI века до н. э. приходит к концу и бронзовый век истории Греции. Дорийское вторжение перемалывает микенцев так, что следующей эпохой станут «Тёмные века» — более двухсот лет без письменности. Микенские поселения разрушены, население сократилось, сельское хозяйство пришло в упадок.

Гибель микенской цивилизации стала отголоском кризиса материальной и духовной культуры, который затронул и другие регионы Средиземноморья настолько, что всеобщий упадок XII века до н. э. историки позже назовут «катастрофой бронзового века». А в VIII веке до н. э. Греция вступит в свою архаическую эпоху, а затем и в тот великолепный период, который мы называем классическим. Лишь два с лишним тысячелетия спустя люди найдут следы погибших цивилизаций, и минойцы с микенцами получат достойное место на страницах книг по истории.

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее