Что можно увидеть на небе в феврале 2022

Что может быть хуже погоды в январе? Это погода в феврале. Но и в последний месяц зимы можно найти моменты, чтобы полюбоваться богатствами звёздного неба. А мы обратим внимание на скромное созвездие Малого Пса, в котором только одна достопримечательность, зато какая — настоящий бриллиант!

Созвездие Малого Пса (лат. Canis Minor, сокращение CMi) — одно из самых маленьких по площади (71-е место среди 88 современных созвездий) и бедных по числу звёзд, видимых невооружённым глазом (20 звёзд ярче 6m — 73-е место) на небе. Звёзд ярче 3m всего две, а следующие по яркости четыре звезды имеют лишь пятую звёздную величину. Зато ярчайшая звезда созвездия Процион (0,38m) — восьмая по яркости звезда неба и шестая в северном полушарии. Именно благодаря ей созвездие, точнее астеризм из двух звёзд, известен с глубокой древности у многих народов мира и попал в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».

Московское небо 15 февараля 2022 года, полночь южная сторона. Зелёными линиями показаны астеризмы Зимний круг и Зимний треугольник.
Московское небо 15 февраля 2022 года, полночь северная сторона.
Созвездие Малого Пса
NGC 2508 — линзовидная галактика тринадцатой величины, находящаяся на расстоянии 205 миллионов световых лет и диаметром 80 тысяч световых лет (Фото: Sloan Digital Sky Survey)
NGC 2402, пара взаимодействующих галактик Эти эллиптическая и спиральная галактики удалены от Земли примерно на 240 миллионов световых лет (Фото: Pan-STARRS)
Планетарная туманность Abell 24 - облако газа и пыли, возникающее, когда звезда «умирает» и выбрасывает свои внешние слои в космос (Фото: ЕСО)
Планеты и другие тела Солнечной системы в созвездии Козерога и его соседях
Планеты и другие тела Солнечной системы в созвездии Тельца и его соседях

Процион входит в состав астеризма «Зимний круг» — шестиугольника с вершинами в ярчайших звёздах этой части неба: Сириус (α Большого Пса, –1,46m), Процион (α Малого Пса, 0,34m), Поллукс (β Близнецов, 1,14m), Капелла (α Возничего, 0,08m), Альдебаран (α Тельца, 0,85m), Ригель (β Ориона, 0,13m). Практически на круге лежат также Кастор (α Близнецов, 1,58m) и Менкалинан (β Возничего, 1,9m). При этом недалеко от центра «круга» находится звезда Бетельгейзе (α Ориона, 0,5m), которая вместе с Сириусом и Проционом образует ещё один известный астеризм «Зимний треугольник». Все эти звёзды — главное украшение зимнего северного неба.

Малый Пёс граничит на севере с созвездием Близнецов, лежа прямо к югу от его ярчайших звёзд Кастора и Поллукса, а также граничит с Единорогом на западе и юге, Раком на северо-востоке и Гидрой на востоке. Несмотря на то, что название Процион переводится как «перед псом», подразумевая восход этой звезды на северных широтах раньше Сириуса, главной звезды созвездия Большого Пса и ярчайшей звезды ночного неба, созвездия Малого и Большого Псов не граничат. Между ними располагается Единорог. Впрочем, учитывая отсутствие в Единороге ярких звёзд, можно считать Процион и Сириус соседними яркими звёздами.

Наилучшие условия наблюдения Малого Пса — в вечернее время в феврале. Кульминация примерно в 22:00 – 23:00. Созвездие видно на всей территории России, но лучше всего на юге страны.

Процион — одна из ближайших к Земле звёзд, от Солнечной системы до неё всего 11,46 светового года. Подобно Сириусу, это — двойная звезда.

Основная звезда — Процион A представляет собой желтовато-белую звезду спектрального класса F5. Она в 2,5 раза больше и в 7 раз ярче Солнца. Температура фотосферы 6530 К. Процион слишком яркий для своего спектрального класса. Это означает, что водородный термоядерный цикл в недрах звезды уже закончен, и началось её расширение с последующим превращением в красный гигант. Пока звезда ещё не начала «краснеть» и находится на стадии субгиганта. В конечном счёте через 10–100 миллионов лет она возрастёт ещё в 80–150 раз и примет оранжевый или красный цвет.

Астрофизики предполагают, что те же изменения произойдут и с Солнцем в конце его эволюции, что обуславливает их повышенный интерес к Проциону. Так, в 2004 году было проведено 32-дневное исследование Проциона А с помощью канадского орбитального телескопа MOST. Оно было предназначено для обнаружения астросейсмических колебаний, подобных солнечным (см. статью «Услышать звуки звёзд», «Наука и жизнь», № 1, 2018 год). Не обнаружив их, некоторые исследователи поспешили заявить, что нужно пересмотреть устоявшиеся принципы гелиосейсмологии и теории образования звёзд. Однако дополнительные наблюдения с помощью MOST (2007) и высокоточные наблюдения 2008 и 2010 годов с помощью одиннадцати наземных телескопов в течение более трёх недель эти колебания всё же обнаружили. Просто для телескопа MOST они лишь немного превышали уровень шума. Информация об этих вариациях, удивительно похожих на солнечные, важна для астрофизических моделей.

Процион B — тусклый белый карлик (10,75m), удалённый от Проциона А на расстояние от 8,9 а. е. до 21,0 а. е., в среднем около 16 астрономических единиц (большая полуось орбиты 4,3″). Это чуть меньше расстояния от Солнца до Урана. Период обращения 40,84 года. Масса звезды 0,6 M, радиус 0,012 R = 8600 км (близко к радиусу Земли 6400 км), светимость 0,00049 L и температура 7740 K. По причинам, которые пока остаются неясными, масса Проциона B необычно мала для белого карлика такого типа. Существование Проциона В, как и Сириуса В, было предсказано в 1844 году Ф. Бесселем на основе анализа векового движения главной звезды. Но более яркий Сириус В был открыт в 1862 году, а Процион В значительно позже — в 1896 году американским астрономом Д. М. Шеберле.

Вторая по яркости сине-белая звезда созвездия Гомейса (β CMi) имеет среднюю видимую звёздную величину 2,89m (2,84m – 2,92m). Масса звезды 3,5M, радиус 3,5 R, светимость 195 L и температура 11772 K. Частота вращения — примерно один оборот в день. Это звезда главной последовательности спектрального класса B8. Гомейса — Ве-звезда, окружённая тонким околозвёздным диском, состоящим из горячего газообразного вещества, выброшенного из звезды в результате периодических вспышек. Его радиус примерно в три раза больше радиуса звезды. Астрономы долгое время подозревали β CMi в переменности, но обнаружить её удалось лишь в 1977 году. Возможно, Гомейса — тесная двойная система с 170-дневным периодом. Природа компаньона неизвестна, но предполагается, что это может быть субкарлик O-звезды с массой около 42% солнечной.

γ (4,34m), ε (4,99m) и η (5,24m) CMi расположены вокруг Гомейсы, которая соответствует глазам пса, обозначая его шею, темя и грудь. γ CMi — оранжевый гигант K-типа спектрального класса K3-III, который находится на расстоянии 318 световых лет от нас. Это кратная система, состоящая из спектрально-двойной γА и трёх компаньонов: γВ (13m), γC (12m) и γD (10m). Два компонента γА вращаются с периодом 389,2 дня удаляясь друг от друга на расстояние от 2,3 до 1,4 а.е. ε CMi — яркий жёлтый гигант спектрального класса G6.5IIb, удалённый на расстояние около 800 световых лет от Земли. Он имеет диаметр в 13 раз больше и светимость в 750 раз больше, чем у Солнца. η CMi — гигант спектрального класса F0III, желтоватого оттенка, имеющий тусклого компаньона с величиной 11,1, расположенного в 4 угловых секундах от главной звезды (440 а. е.) и обращающегося с периодом около 5000 лет.

Оставшиеся две звезды пятой величины расположены немного в стороне. Севернее Гомейсы находится 6 CMi (4,55m), а в юго-восточном краю созвездия находится 13 Pup (4,39m). Обе звезды — оранжевые гиганты спектрального класса К. Расстояние до Земли от них составляет 560 и 261 св. лет. Около 13 Pup в 2012 году открыта планета. Это газовый гигант, превосходящий Юпитер по массе в 6 раз. Планета обращается на расстоянии 1,2 а. е. от звезды, совершая полный оборот за 480 суток.

Любопытно, что в столь маленьком созвездии оказались сразу две близкие к Солнцу звезды. Вторая — Звезда Лейтена (GJ 273) — красный карлик класса M3.5V, расположенный на расстоянии примерно 12,36 световых года от Солнца. Назван он в честь Виллема Лейтена, который впервые определил его высокое собственное движение в 1935 году. Звезда Лейтена имеет видимую звёздную величину 9,9m. Масса звезды 0,26M, радиус 0,35 R, светимость 0,0088 L и температура 3150 K. У звезды в 2017 году обнаружены две подтверждённые планеты и в 2019 году — две планеты-кандидаты. Из них суперземля GJ 273 b находится в обитаемой зоне. Она имеет массу 2,89 земной и вращается на расстоянии 0,091 а. е. с периодом за 18,65 дня. Хотя планета находится на самом внутреннем краю обитаемой зоны звезды, она может быть потенциально обитаемой при наличии воды и атмосферы. Это одна из ближайших известных таких планет. В 2017 году астрономы из проекта Active SETI при помощи установки EISCAT в (Тромсё, Норвегия) отправили к ней сообщение, которое достигнет адресата в 2042 году.

Хотя полоса Млечного Пути проходит через большую часть созвездия Малого Пса, в нём мало объектов глубокого космоса, да и те, что есть, слишком тусклые для наблюдения в  обычные любительские телескопы. Объекты со звёздной величиной 14–15 можно увидеть лишь в телескоп с апертурой 350 мм и более. Отметим некоторые из таких объектов.

NGC 2508 — линзовидная галактика тринадцатой величины, находящаяся на расстоянии 205 миллионов световых лет и диаметром 80 тысяч световых лет.

NGC 2402, открытая Гершелем в 1784 году как единый объект, на самом деле представляет собой пару почти соседних галактик (PGC 21176 и PGC 200236), которые, по-видимому, взаимодействуют друг с другом. Эти эллиптическая и спиральная галактики четырнадцатой и пятнадцатой величины, размерами 0,8′ × 0,8′ и 0,7′× 0,5′ (около 55 000 световых лет) соответственно, удалены примерно на 240 миллионов световых лет.

IC 494 — Ещё одна линзовидная галактика со звёздной величиной 14,3 и угловым размером 1,32′ × 0,64′.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на февральском небе.

Последний месяц зимы Меркурий встретит в созвездии Стрельца, где 3 февраля совершит разворот обратно к прямому движению и 15 февраля перейдёт в Козерог, где останется до конца месяца. К началу весны он окажется по соседству с Сатурном. Венера завершит зиму в созвездии Стрельца, двигаясь вслед за Солнцем в направлении к созвездию Козерога. Ниже параллельным курсом будет следовать Марс. В конце месяца он окажется от неё всего в 5º южнее.

Юпитер перемещается по созвездию Водолея. В конце февраля он скроется в лучах Солнца, поскольку 5 марта у него соединение с ним. Аналогичная ситуация с видимостью и у Нептуна, у которого соединение с Солнцем 13 марта. Царь морей всё дальше уходит на восток от звезды φ Водолея (4,2m). В начале февраля он вплотную подойдёт к звезде HR 8924 (6,25m), а затем почти весь февраль будет двигаться примерно в направлении звезды HR 8931 (6,5m). Эти звёзды удобно использовать для его поиска. Несколько ранее, 4 февраля соединение и у Сатурна, который весь месяц проведёт в Козероге. После этого он перейдёт на утреннее небо, но вряд ли его удастся отыскать на фоне восхода Солнца. Уран, которому пока встреча с Солнцем не грозит, по-прежнему находится в созвездии Овна, посередине между Гамалем (α Овна, 2m), и Менкаром (α Кита, 2,5m)

По-прежнему хорошо видна карликовая планета, бывший астероид № 1 — Церера (8,5m – 8,8m), перемещающаяся по созвездию Тельца.

Из астероидов, блеск которых превышает 10m, осенью по-прежнему самым ярким остаётся 4 Веста (8,2m), перемещающаяся по созвездию Стрельца. Его можно попытаться разглядеть после восхода Солнца низко над горизонтом. 25 февраля Веста пройдёт в 1,6º севернее Марса. Всю зиму прекрасно виден астероид 7 Ирида (8,3m – 9,2m), путешествующий по созвездию Близнецов. По созвездию Рака перемещается 20 Массалия (8,7m – 9,3m). По созвездиям Водолея и Кита движется 6 Геба (около 10,1m). По Тельцу продолжит движение 44 Ниса (10,4m – 10,9m).

Восходы и заходы Солнца, планет и некоторых астероидов на широте 56º (широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом) и максимальная высота над горизонтом с указанием стороны света.

Объекты                    28 февраля

Последняя четверть             23
 Новолуние             1
 Апогей   11 (404898 км)
 Перигей   26 (367792 км)

Интересными и полезными могут стать для астронома-любителя наблюдения за покрытием Луной звёзд (подробнее см. «Время Большой Медведицы. Весеннее небо», «Наука и жизнь» № 3, 2021 год). Желающие могут попробовать присоединиться к одной из наблюдательных программ, координируемых профессиональным астрономическим сообществом, например, International Occultation Timing Association (IOTA, http://www.lunar-occultations.com/iota).

Покрытие Луной ярких звёзд (блеск более 5m) при наблюдении в Москве (время московское).

Дата   Время    Звезда   Блеск
 03.02   04:35     τ Aqr   4,05
 10.02   13:47     τ Tau   4,30
 20.02   00:25     γ Vir   3,45
 21.02   06:41    m Vir   5,00
 22.02   14:58     α Lib   2,75

В феврале в северном полушарии значительных метеорных потоков не ожидается.

В последний месяц зимы нас ждёт встреча сразу с несколькими кометами. К сожалению, самая яркая комета C/2021 A1 (Leonard), блеск которой потихоньку убывает (8,6m – 11m) по мере удаления от Солнца, находится в созвездиях Южная Рыба и Микроскоп и в феврале в северном полушарии не видна.

Комета 19P/Borrelly 22 февраля пройдёт перигелий в 1,306 а. е. от Солнца. Её блеск в последний месяц зимы составит 8,9m – 9,5m. Наблюдать комету можно в первой половине ночи в созвездиях Рыбы и Овна. Всю ночь высоко над горизонтом в созвездии Близнецов видна комета C/2019 L3 (ATLAS). Её блеск будет около 10m.

Потихоньку уменьшается яркость и кометы Чурюмова — Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko). В феврале она будет в интервале 10,3m – 11m. Наблюдать комету можно в созвездии Рака недалеко от звезды Зубанах (ι Рака, 4m). Кстати, 19 февраля исполняется 85 лет со дня рождения её первооткрывателя, Клима Ивановича Чурюмова (1937–2016). Отметьте этот день наблюдением за прославившей его кометой.

Неожиданно резко увеличила яркость комета 104P/Kowal 2. В феврале, если она не преподнесёт сюрприз, её блеск ожидается около 10,5m. Наблюдать её можно в созвездиях Кита и Тельца. 9–10 февраля она пройдёт недалеко от звезды Менкар (α Кита, 2,5m), в конце месяца окажется недалеко от Альдебарана (α Тельца, 0,85m).

Понемногу растёт яркость кометы C/2017 K2 (PANSTARRS), к концу месяца её блеск возрастёт до 10m. Перемещается C/2017 K2 по созвездию Змееносца вдоль его границы с Геркулесом, и потому в феврале она будет видна на западе в первой половине ночи довольно высоко над горизонтом.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!