Имена звезд

Доктор педагогических наук Е. ЛЕВИТАН.

- Может быть, у кого-нибудь есть вопросы? - спросил лектор планетария, завершая свой рассказ о звездах. - Я готов ответить.
Тогда поднялась одна женщина и, заметно смущаясь, сказала:
- Вы рассказали много интересного про звезды, и все было понятно, но вот одного я даже представить себе не могу: как астрономы узнали их имена?..

Часть звездного неба северного полушария. Хорошо видны Большая и Малая Медведицы. По картине В. Кранца.
У Полярной звезды не менее сотни названий, и почти все они связаны с местом звезды на небосводе.
Схема взаимного расположения основных созвездий и наиболее ярких звезд северного неба.
Изображение созвездия Большой Медведицы в старинном атласе.
Большая и Малая Медведицы объединены в созвездие Коня. (По старым рисункам.)
Летне-осенний звездный треугольник.
Зимний звездный треугольник.
Звездный весенний треугольник.
Старинное изображение созвездия Льва и его двух самых ярких звезд: Регул (Сердце Льва) и Денебола (Хвост Льва).
Звездное скопление Плеяды.
Созвездия Тельца и Ориона в "Атласе" Яна Гевелия.
Из навигационных звезд южного неба наиболее известна Канопус, самая яркая звезда на небе после Сириуса.

Почти анекдот.

Альдебаран, Сириус, Вега, Антарес, Канопус, Бетельгейзе, Процион, Фомальгаут... Эти названия звезд буквально завораживают, в них словно какая-то непостижимая тайна. Откуда они, эти названия? Кто и когда их придумал? Как это произошло? Подобные вопросы интересуют, вероятно, многих любителей астрономии.

Из шести тысяч звезд, которые доступны наблюдению невооруженным глазом (в обоих полушариях Земли), примерно лишь 275 имеют сейчас собственные имена. Они были даны звездам в разные эпохи, в разных странах. Не все дошли до нас в первоначальном виде. Не всегда удается понять, почему именно так названа та или иная звезда. Порой трудно разобраться в многочисленных названиях, которые присваивали особо заметным звездам в разные времена и у разных народов. Постараемся рассказать хотя бы самое существенное о происхождении звездных имен и их смысловом значении.

Похоже, что названия большинства звезд моложе, чем названия созвездий, в которые эти звезды входят. На самых древних рисунках, изображающих созвездия, яркие звезды были просто особо помечены. Позднее, например в известном каталоге Клавдия Птолемея, содержащем 48 созвездий (см. "Наука и жизнь" № 10, 1999 г.), звезды в созвездиях пронумерованы или им дано описательное название, связанное с изображением созвездия. Таковы обозначения звезд ковша αБольшой Медведицы. Например: "На спине четырех- угольника" (имеется в виду αБольшой Медведицы); "Та, что на его боку" (βБольшой Медведицы); "Первая в хвосте" (ε) и т. д. Описательные названия звезд давали и средневековые арабские астрономы (Бируни, Улугбек, ас-Суфи и другие). Далее эстафета наименования звезд перешла к европейцам. Так, книга "О неподвижных звездах" итальянского астронома Александро Пикколомини (1508-1578) пользовалась большим успехом и переиздавалась 14 раз. В атласе этого астронома впервые появились обозначения звезд греческими и латинскими буквами (по алфавиту, в порядке убывания блеска). Это нововведение перешло и в известный атлас немецкого астронома Иоганна Байера (1572-1625). Английский астроном Джон Флемcтид (1646-1719) дополнил буквенные обозначения звезд порядковыми номерами, например 61 Лебедя. Интересно, что позднее эта звезда получила собственное имя - Летящая Лебедя. Но это уже потом, когда астрономы узнали ее особенности: большое собственное движение и то, что у нее есть своя солнечная система, в которую, возможно, входят спутники, подобные Юпитеру.

Снабдив звезды обозначениями (или именами), определив их небесные координаты, блеск (звездные величины), астрономы как бы выдали звездам "паспорта", в которые потом стали включать данные о расстоянии и физических характеристиках (светимость, масса, температура, спектральный класс). Собрать такие данные о всех звездах пока невозможно. Но уже сейчас определены координаты и блеск более 15 миллионов звезд (до 15-й звездной величины). Это поистине колоссальная работа.

Но вернемся к собственным именам звезд. Прежде всего расскажем о самых ярких - навигационных. В древние времена их использовали для ориентировки в море, а в наши дни - и в море, и в воздухе, и в космосе.

Начнем с Полярной звезды (αМалой Медведицы). У нее не менее сотни названий, и почти все они связаны с местом звезды на небосводе. Она расположена вблизи Северного полюса мира и практически неподвижна, словно вбитый в небо кол или гвоздь. Все остальные звезды северного небосвода, будто привязанные к этому колу, совершают вокруг него свое вечное движение. Вот почему Полярная, далеко не самая яркая (всего лишь 2-я звездная величина), стала такой важной звездой нашего небосвода. Среди путеводных звезд ее называют самым главным ориентиром, звездой-компасом.

Необычность этой звезды была замечена еще в очень давние времена и разными народами. Это отразилось в названиях, которые были присвоены звезде. Народы нашей страны называли ее: Кол, Небесный Кол, Прикол, Прикол-звезда, Северная звезда. Тюркское название - Железный Кол, тюркское и монгольское - Золотой Кол, эстонское - Пыхьянаэл (северный гвоздь). В Югославии ее называют Некретница (некрутящаяся). Неподвижность звезды отмечена и в хакасском названии Хосхар (привязанный конь), и в эвенкийском - Буга сангарин (дыра неба).

Главными указателями Полярной всегда называют звезды αБольшой Медведицы (Дубхе) и βБольшой Медведицы (Мерак, что означает - поясница). У других звезд этого созвездия тоже есть собственные имена, напомним о Мицаре (Конь) и Алькоре (Всадник) - звездах, по которым когда-то проверяли остроту зрения у будущих воинов.

Летне-осенний треугольник образуют звезды Вега (αЛиры), Альтаир (αОрла) и Денеб (αЛебедя). Главные звезды Орла и Лиры арабы называли - Летящий Орел и Падающий Орел. В атласе Бируни Вега именуется - Самая Яркая. Денеб арабы называли Яркая или Хвост Курицы.

Зимний звездный треугольник: Бетельгейзе (αОриона), Сириус (αБольшого Пса) и Процион (αМалого Пса). Каждый любитель астрономии без труда находит эти навигационные звезды на зимнем небе. Бетельгейзе в переводе с арабского означает "подмышка великана". А звезда Ригель (βОриона) означает "нога". За красивыми звучными именами - столь прозаичный смысл. Это потому, что здесь названия звезд отмечают не какие-то их персональные качества, а указывают на место звезды в фигуре созвездия.

Сириус - самая яркая звезда не только в зимнем звездном треугольнике, но и вообще на земном небе (минус 1,6 звездной величины). Египтяне Сириус называли и Лучезарная Звезда Нила, и Сотис, и Слеза Исиды, и Царь Солнца, и Пёсья звезда. В отличие от египтян римляне называли эту прекрасную звезду очень прозаично - Собачка (по-латыни Canicula), иногда Знойная Собачка. Для них ее появление совпадало с началом невыносимой летней жары, и многие считали, что связано это не с Солнцем, а именно с Сириусом. Приходилось прерывать работу, устраивать каникулы, которые длились почти два месяца.

В наше время каникулы ("пёсьи дни"), будь то зимой, весной или летом, неизменно радуют школьников и студентов. А для римских земледельцев это было большим огорчением, с тревогой и нетерпением ожидали они прекращения засушливого периода. Старались как-то задобрить богов и даже приносили им в жертву рыжих собак.

Процион (αМалого Пса) в переводе с арабского означает "проливающий слезы", а с греческого - "тот, который до собаки", потому что Процион восходит раньше Сириуса.

Звездный весенний треугольник составляют Арктур (α Волопаса), Спика (αДевы) и Денебола (βЛьва). Отыскать в небе Арктур и Спику очень просто, они располагаются на изогнутой вниз линии (дуге), продолжающей ручку ковша Большой Медведицы.

Арктур в переводе с греческого означает "страж" или "страж медведя" ("арктос" - медведь, одно из самых крупных и сильных животных, обитающих в Арктике). В мифе о красавице Каллисто, превращенной в медведицу, Арктур отождествляется с Аркадом - сыном Каллисто. На небо он попал для того, чтобы охранять там свою мать, которую по неведению чуть было не убил на земле...

Спика - самая яркая звезда зодиакального созвездия Девы. Когда-то эту звезду называли Колос. Поэтому созвездие Девы часто изображают в виде девушки с колосьями в руках. Объясняется это, по-видимому, тем, что, когда Солнце находится в этом созвездии, наступает пора сбора урожая.

Денебола - это всего лишь "хвост льва", то есть здесь название звезды тоже связано с частью созвездия, в котором оно находится, а не с каким-либо мифом.

Главная звезда в созвездии Льва - Регул, что по-латыни означает "царек". А лев, как известно, - царь зверей. Можно подумать, что в имени звезды повторяется название созвездия. Но здесь это, по всей видимости, не так. Многие источники говорят о том, что в данном случае название звезды более древнее, чем название всего созвездия. "Царственное" имя Регул восходит к очень давним временам. Так называли эту звезду не только Птолемей, но и арабские, а до них еще и вавилонские астрономы.

От названия звезды Регул произошло слово регулировать, которое широко употребляется и в нашем языке: регулировать движение, регулярно чистить зубы или принимать лекарство. Если в название звезды был вложен такой смысл, это указывает на какую-то ее особую важность. Есть предположение, что в старину с помощью этой звезды египтяне определяли сроки полевых работ, то есть регулировали их.

У этой звезды было и другое имя - Львиное Сердце. Оно лишь указывает на то место, которое яркая звезда занимает в фигуре созвездия.

Теперь остановимся на навигационных звездах зодиакальных созвездий Тельца, Близнецов, Скорпиона.

Главная звезда Тельца - Альдебаран, что в переводе с арабского означает "идущая вослед". Это потому, что звезда движется по небу за Плеядами (красивейшее рассеянное звездное скопление), как бы догоняя их.

У αТельца были и другие, теперь уже почти забытые названия - Глаз Быка, Воловий Глаз, Глаз Тельца. О происхождении такого рода имен мы уже говорили.

В Близнецах две навигационные звезды: Кастор (α) и Поллукс (β). Это имена братьев, сыновей Зевса (Диоскуров ) и царицы Леды. Впрочем, по одному из вариантов легенды, сыном Зевса был только Поллукс, и ему предназначалось стать бессмертным. А Кастор - сын царя Тиндарея (мужа Леды) - был простым смертным царевичем. Братья были неразлучны и очень любили друг друга. Кастор славился умением укрощать коней, а Поллукс - победами в кулачных боях. Но вот пришла беда: Кастора убил его двоюродный брат Идас. Отомстив за Кастора, Поллукс стал просить Зевса отнять у него бессмертие и дать возможность по-человечески умереть. Зевс, высоко оценив братскую любовь, сделал бессмертным и недавно погибшего Кастора. Вознес братьев на небо, превратив в красивое созвездие. Диоскуры стали символом смены жизни и смерти, света и тьмы. А моряки с незапамятных времен умеют ориентироваться по ярким звездам Близнецов и когда-то даже всерьез верили, что эти звезды способны укрощать разбушевавшуюся морскую стихию...

Вы, наверное, заметили, что в Близнецах звезда β ярче, чем звезда α. Здесь не ошибка, такое иногда бывает.

Антарес - αСкорпиона - тоже навигационная звезда первой величины. Она почти такого же блеска, как Поллукс. Антареса иногда называют "противник Марса", а в астрологических измышлениях и того хуже - "звезда-вампир". Название звезды Антарес, весьма вероятно, происходит от названия планеты Марс. Оба небесных тела красноватого цвета и кажутся очень похожими друг на друга, когда оказываются "рядом" в созвездии Скорпиона. По внешнему виду их можно даже перепутать. Слова "Антарес" и "Марс" вроде бы совершенно разные. Но это лишь на первый взгляд. Ведь греки называли красноватую планету Арей. Имя Марс планета получила, когда ее первоначальное имя (Арей) было переведено на латинский язык.

Скорпион - одно из созвездий, конфигурация звезд которого в какой-то степени соответствует названию. Антарес украшает грудь этого ядовитого существа, поэтому у звезды есть еще одно название - Скорпионово Сердце. Астрологи обычно не скупятся на мрачные пророчества, когда в Скорпионе оказываются те или иные планеты. Может быть, это связано с тем, что Антарес - не просто красный сверхгигант, а двойная звезда, и из-за этого характер ее блеска постоянно изменяется.

А Камиль Фламмарион, напротив, писал об Антаресе с чрезвычайной восторженностью: "Это чудесная система для планет, висящих там, около этих солнц, на их двойной сети мирового притяжения. Как восхитительно должно быть качаться тамошним планетам в колыбели такого двойственного тяготения, исходящего из этого горячего оранжевого солнца и другого великолепного изумрудного светила... Наш земной островок представляется совсем жалким, совсем обездоленным жилищем перед лицом этой лучезарной космической красоты!"

Из навигационных звезд южного неба наиболее известна Канопус (αКиля), самая яркая звезда на небе после Сириуса (примерно минус 0,8 звездной величины). По этой звезде мореплаватели ориентировались еще за тысячи лет до нашей эры, а в наше время Канопус становится одной из главных звезд космической навигации. Когда-то созвездие Киля было лишь частью огромного созвездия Корабль Арго (вспомните легендарное плавание за золотым руном). Звезда в то время носила имя Сухейль, что в переводе с арабского означает "плоскость весла". Имя было дано по месту в созвездии.

А принятое сейчас название звезды - Канопус - легенда связывает с завершением плавания спартанского флота от Трои к египетским берегам вблизи Александрии. Там от укуса змеи погиб Канопус - любимый капитан царя Менелая. Тогда и был заложен город Канопус (ныне Аду-Кир), и тогда же названа звезда. Известны и другие ее имена: Альсахл (что по-арабски означает "бриллиант"), Птолемеон (в честь основателя египетской династии царей Птолемея Лигоса).

Среди звезд южного неба нельзя не упомянуть хотя бы еще два великолепных ярких светила. Фомальгаут (αЮжной Рыбы) - навигационная звезда первой величины. Название звезды переводят как "рот рыбы" или "нос рыбы, ныряющей в небо". Фомальгаут - единственная двойная звезда в своем созвездии, которое расположено южнее Водолея и Козерога. Она не всегда была "рыбьей" звездой, тысячи лет назад ее называли Отшельником, Царской звездой. Фомальгаут находится от нас на расстоянии более 22-х световых лет. С такого расстояния трудно представить, что это светило почти вдвое превосходит Солнце по размерам и примерно в 14 раз по светимости.

В честь Хирона - мудрого кентавра (наполовину человека, наполовину коня) названо созвездие Центавр (Кентавр). В этом созвездии находится звезда, ближайшая соседка Солнца. Это α Центавра, ее называют Толиман или Ригель Кентаурус, что означает "нога Кентавра". Звезда удалена от нас на расстояние 4,3 светового года. Очень красивая двойная звезда (период обращения звезды-спутника около 80 лет). На угловом расстоянии в 2о от этой пары обнаружен красный карлик (Проксима Центавра) - тоже спутник αЦентавра. Вот он, строго говоря, и есть ближайшее к нам солнце (Проксима и означает "ближайшая"). Так что система Центавра оказалась тройной, а величают ее по-старому - Ригель Кентаурус.

Ну и, наконец, нельзя не сказать несколько слов еще об одной звезде, отнюдь не самой заметной и яркой в нашей Галактике, но необычайно важной и дорогой для нас - о звезде по имени Солнце. Имя у нее необычное, совсем не похожее на имена других звезд.

Славянское слово "солнце" образовано от древнего индоевропейского корня san - "светить" и означает "светящая". Происхождение общего слова "звезда" - тоже слово "свет".

Наименованию звезд посвящено немало интересных книг и статей, к которым мы рекомендуем обратиться любителям астрономии и всем тем, кто заинтересовался подробностями этой темы.

Карпенко Ю. А. Названия звездного неба. - М.: Наука, 1985.

Щеглов П. В. Отраженные в небе мифы Земли. - М.: Наука, 1999.

Журнал "Земля и Вселенная" (статьи в разделах "Легенды о звездном небе" и "История науки").

Журнал "Наука и жизнь" № 2, 1978 г.; № 4, 1980 г.; № 6, 1986 г.; №№ 1, 5, 1988 г.; № 9, 1990 г.; № 10, 1995 г.; №№ 4, 8, 1996 г.

Другие статьи из рубрики «Любителям астрономии»