Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Музей в кино

Хотя Зоологический музей РАН и не имеет к кино прямого отношения, он все же сумел оставить свой след в кинематографе.

Кому-то это может показаться странным, но Зоологический музей РАН, входящий в Зоологический институт, может похвастаться своей причастностью к кинематографу – его интерьеры, музейные экспонаты и даже сотрудники нередко попадали в кадр, а то и вовсе становились главными героями. И речь идет не только о специальных научно-популярных фильмах.

Первым тут стоит назвать фильм, который многие узнают по описанию: действие его развивается в течение одной ночи в вымышленном НИИ «Охраны животных от окружающей среды», где собрались члены гаражного кооператива (по совместительству – учёные-зоологи), чтобы решить проблему сокращения списка пайщиков… Конечно, все хорошо помнят фильм Эльдара Рязанова «Гараж» (1979 г.) (а кто не помнит, тем советуем посмотреть – это не просто хорошее кино, но и настоящий, как говорится, «документ эпохи»), но мало кто знает, что съёмки сцены с пробегом Лии Ахеджаковой были сделаны именно в нашем музее. Правда, основное действие разворачивается в Москве, в павильонах Мосфильма, куда специально привезли чучела животных.

А вот с другим всенародно известным фильмом – «Семнадцать мгновений весны» – все наоборот: иногда можно услышать, что встречу Штирлица и Бормана, которая по сценарию должна была произойти в берлинском Музее естественной истории, снимали в санкт-петербургском Зоомузее. Но, если внимательно присмотреться к интерьеру и экспозиции, то без труда можно узнать Зоологический музей МГУ.

Из отдельных экспонатов Зоомузея, у которых случилась нечаянная кинокарьера, самый известный – это магаданский мамонт, он же Киргиляхский мамонт, он же мамонтёнок Дима, уникальный объект палеонтологических исследований. Его без преувеличения можно назвать самым известным мамонтом в мире – откройте любую книгу о древних животных, и Вы наверняка увидите его фотографию. До обнаружения в 2007 г. мамонтёнка Любы он был единственным полностью сохранившимся представителем вымерших шерстистых мамонтов, символов последней ледниковой эпохи. Имя Дима происходит от названия небольшого ручья, вблизи которого мамонтёнок был найден в 1977 г. золотоискателями.

Мамонтенок стал настоящей музой для литераторов и кинематографистов, ему посвящали рассказы, стихи и мультфильмы, среди которых стоит упомянуть «Про мамонтёнка» (1983 г.) и знаменитый «Мама для мамонтенка» (1981 г.). Если первый из них – попытка реконструировать на экране с помощью кукол обстоятельства гибели Димы (зрелище в результате получилось довольно мрачное, и зрители фильм быстро забыли), то второй – вольная мультипликационная фантазия со счастливым концом. Правда, из-за «Мамы для мамонтенка» в сознании широкой общественности твердо укоренилось представление о том, что мамонты ушли с севера на юг в Африку и стали современными слонами; это в корне не верно, поскольку современные слоны и вымершие мамонты – дальние родственники, и принадлежат разным родам отряда Хоботных.

Теперь можно вспомнить сотрудников Зоологического института, снимавшихся в фильмах. Знаменитый зоолог, заведующий лабораторией орнитологии и герпетологии Зоологического института РАН Илья Сергеевич Даревский (1924–2009) после окончания университета в течение года работал научным консультантом на съемках в Средней Азии, где снимали научно-популярный кинофильм «Ядовитые змеи» («Центрнаучфильм», 1954 г., режиссёр Н.А. Агапова).

В нем Даревский выступил и консультантом-герпетологом, и актером, сыграв роль туркмена-змеелова: Илью Сергеевича переодели в традиционный туркменский мужской халат и хлопчатобумажные штаны, надев на голову тельпек – папаху, которая закрывала лицо. Во время съемок в Каракумах, упаковывая в ящик гюрзу, актер-герпетолог получил настоящий укус; к счастью, обошлось без тяжёлых последствий. Этот эпизод описан в очерке Романа Романова «Приключения за киноэкраном».

Илья Сергеевич – один из первых профессиональных герпетологов, изучавших в 1962 г. знаменитых комодских варанов (Varanus komodoensis) в их естественной среде обитания, на Малых Зондских островах Индонезии. В 1962 г. Научный центр Индонезии пригласил для исследований на Малых Зондских островах советских специалистов: зоологов И.С. Даревского и С.А. Саид-Алиева, палеонтолога Е.А. Малеева и ботаника С.Г. Саакова, а также кинооператора А.Н. Вагина. Вагин собрал уникальный киноматериал, который лег в основу известного фильма Александра Михайловича Згуриди (1904–1998) «Зачарованные острова» (1966 г.), за который режиссёр получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых и Первую премию по разряду документальных фильмов Международного кинофестиваля в Венеции. В сюжете о питании комодского дракона есть кадры с участием самого Даревского – на них он с кинокамерой в руках крадётся к гигантским ящерицам, терзающим труп оленя.

Все, о чем мы сейчас рассказали, можно прочесть и на информационных стойках в залах Зоомузея, так что многие из наших внимательных посетителей наверняка рассказывали потом своим друзьям и знакомым и про мультфильмы с мамонтятами, и про «Гараж», и про среднеазиатские приключения будущего знаменитого специалиста по змеям.

Автор: Игорь Доронин, Зоологический институт РАН (Санкт-Петербург)

Источник: Наука и жизнь, nkj.ru