Евгений Ваганов: «Нобелевские лауреаты вырастают на решении крупных проблем»

Сибирский федеральный университет, созданный в 2006 году на основе Красноярского государственного университета и еще четырех красноярских вузов, подводит итоги первого десятилетия.

Федеральные университеты, организация которых началась десять лет назад, призваны стать вузами нового типа, обеспечивающими высокий уровень образования, научных исследований и технологических разработок. Сейчас в России уже десять федеральных университетов, первые два из них были организованы в 2006 году в Красноярске и Ростове-на-Дону. Сибирский федеральный университет стал фактически первым федеральным вузом в стране: распоряжение Правительства Российской Федерации о его создании вышло 4 ноября 2006 года.  

Кампус Сибирского федерального университета стоит на границе естественного лесного массива.
Юбилейный концерт открывали артисты Государственного академического Большого театра России в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра.
Ректор СФУ, академик РАН Евгений Ваганов.
В лаборатории Института экологии и географии СФУ проводят анализ загрязнения почвенного покрова.

Каковы итоги первого десятилетия? Рассказывает ректор СФУ, академик Евгений Ваганов. 

– Евгений Александрович, удалось ли создать университет нового типа, где занятия наукой стали органичной частью образовательного процесса?

– До того, как десять лет назад стать ректором СФУ, я возглавлял академическую организацию – Институт леса имени В. Н. Сукачёва. В то время ещё шли дискуссии, нужна ли наука в вузе и чем отличается вузовская наука от академической: подразумевалось, что академическая и есть настоящая. С момента создания СФУ мы действовали в русле той логики, что университет не имеет права быть только образовательным учреждением: вводили ставки научных сотрудников, освобождали преподавателей, занимающихся активно наукой, от «горловой» нагрузки, настаивали, чтобы в магистратуре лекции были сокращены до минимума, а сами магистранты входили в научные коллективы и изучали науку не за партой, а в лаборатории. Мы ввели систему стимулирования публикаций и сделали жесткую привязку к квартилям журналов, учили воздерживаться от предложений «плохих» журналов напечатать быстро и за деньги, в принципе учили писать статьи, в том числе писать их на английском, и так далее. 

– СФУ участвует в проекте «5-100» – федеральной программе, призванной повысить конкурентоспособность ведущих российских университетов на глобальном научно-образовательном рынке. Но изменения в университете начались еще до вхождения в этот проект?

– Да, но попадание в проект «5-100» позволило проводить их более интенсивно. В проекте мы только год, получили первый транш в 150 миллионов рублей на так называемую трансформационную компоненту. Это гораздо меньше, чем получили университеты «первой волны», вошедшие в проект в 2013 году, фактически, менее пяти процентов бюджета СФУ. Однако, в качестве целевого финансирования проектов развития - это очень удобный и полезный механизм, позволивший расшить проблемные точки и направить усилия на разработку критических технологий.

– По каким основным научным направлениям идет работа?

– У нас очень большой университет, в нем 40 тысяч студентов и сотрудников. В его составе только профильных институтов два десятка: это и металлурги, и геологи, и юристы, и физики, и биологи. Каждый из институтов ведет научную работу по своему профилю. Ежегодно эта работа находит выражение в десятках патентов и свидетельствах на изобретения, идут сотни проектов – и научно-исследовательских, и опытно-конструкторских работы. Исследования, более близкие к технологическому или приборному воплощению, проводятся в интересах, прежде всего, наших промышленных партнеров – РУСАЛа, Норникеля, Роснефти, компании «Полюс», Роскосмоса и других. В СФУ развиты такие научные направления как радиотехника, радиогеология, прецизионная механика, идет работа по аддитивным технологиям, разработке новых биоматериалов и сплавов металлов, информационным технологиям в ОПК и космосфере и другие.

– Согласно положениям проекта «5-100» позиционирование СФУ определено как «Agriculture & Forestry» и «Environmental Sciences». Какие проекты, по вашему мнению, в этой области могут быть отнесены к разряду приоритетных и глобально значимых?

– Проекты мультидисциплинарные, включают исследования по геномике древесных растений, биоинформатике, лесным пожарам, энтомо-фитопатологии, биогеохимии, гидробиологии, геоинформационным системам и дендроклиматологии. В Сибирском федеральном университете сформирована научная школа по тематике «Дендроклиматический и дендроэкологический мониторинг лесов Северной Евразии». Так, для оценки углеродного обмена между растительностью и атмосферой мы используем индикационные возможности годичных колец деревьев и кустарников. Сравнивая срезы деревьев различной давности, мы можем оценить, как, например, менялся климат на Земле на протяжении последних тысячелетий. Эти исследования ведутся совместно с нашими российскими и зарубежными коллегами.

Два последних года были наиболее успешными в получении результатов, имеющих, без преувеличения, глобальное значение. Так, на тысячелетних древесно-кольцевых хронологиях удалось надежно зафиксировать особый период (536-547 годы первого тысячелетия) с экстремальной вулканической активностью, совпадающий и с минимумом солнечной активности, зафиксированной другими методами. Этот период проявился как в северных широтах Азиатского континента (Таймыр и Северо-Восток Якутии), так и в его континентальной части (в Алтае-Саянской горной стране). Аналогичные длительные изменения летней температуры были выявлены и в Австрийских Альпах. Период получил собственное оригинальное наименование – Малый ледниковый период – и содержит и весьма значимые события в истории цивилизации и в перемещении растительных зон.

– Что можно пожелать молодым ученым, которые только ступили на путь науки?

– И молодым и состоявшимся – одно. Не надевать себе самому шоры, не цепляться за методичку, по которой уже 30 лет читаешь один и тот же курс, не бояться браться за новое дело. Идти не от «я умею это делать хорошо и потому делаю», а от востребованной обществом задачи. Потому что нобелевские лауреаты вырастают на решении крупных проблем.

Наиболее значимые результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученные в СФУ за 10 лет:

• Космические аппараты, системы связи и космическая навигация:

Создана аппаратура командно-измерительной системы, позволяющая проводить полную проверку характеристик и функционирования бортовой аппаратуры негерметичных космических аппаратов.
Разработана технология производства частотно-селективных поверхностей для применения в перспективных антенных системах СВЧ диапазона.
Разработаны макет и стенд для экспериментального тестирования фазометрической помехозащищенной аппаратуры, обеспечивающей работу в зоне повышенной мощности навигационного поля.

• Биотехнологии и медицина
Организовано опытно-промышленное производство материала на основе полимеров микробного происхождения, способных к деструкции.  На основе полимеров созданы высокотехнологичные медицинские изделия, предназначенные для восполнения дефектов тканей и органов с последующим замещением биологическими структурами в заданные сроки. Данные изделия предназначены для восстановительной хирургии, направленной тканевой регенерации в стоматологии, реконструкции дефектов кожных покровов, общей и челюстно-лицевой хирургии, клеточной и тканевой инженерии в качестве опорных матриксов с возможностью депонирования и доставки лекарственных препаратов. 
Организовано производство портативной биолюминесцентной экспресс-лаборатории для экологического и медицинского мониторинга токсичности. Портативная биолюминесцентная экспресс-лаборатория состоит из прибора-биолюминометра «LumiShot», многокомпонентного иммобилизованного реагента «Энзимолюм» и набора методик для измерения токсичности среды для медицинских, экологических и промышленных применений. Предназначение – оценка загрязнения воды, воздуха и почвы, оценка токсичности наноматериалов и материалов медицинского назначения, пищевых добавок, оценка степени тяжести эндотоксикоза и влияния стрессовых нагрузок на спортсменов. Лаборатория также позволяет интегрально детектировать широкий круг вредных веществ и быстро сигнализировать о химико-биологической опасности. 

• химия и материаловедение:
Разработана технология получения альтернативного связующего - пека для производства электродов путем терморастворения или ожижения угля, минуя стадию коксования по традиционной технологии. Полученный высокоэффективный угольный пек предназначен для замещения традиционного каменноугольного пека при производстве электродной продукции в алюминиевом производстве. Материал используется при производстве изделий в алюминиевой промышленности индивидуально или в смеси с другими материалами при изготовлении анодной массы, клеточной массы, конструкционных электроугольных изделий.

• изучение климата и рациональное природопользование:
Проведен анализ основополагающих механизмов координации ростовых процессов первичных и вторичных меристем в морфогенезе древесных растений Сибири.
Разработаны методики динамического картографирования бореальных лесов Евразии на основе комплексирования данных дистанционного зондирования высокого пространственного разрешения и результатов полевых исследований.
Обустроены новые научные станции в интересах расширения сети дендрохронологических станций в Красноярском крае и Республике Хакасия.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее