№02 февраль 2026

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

На каменных топорах-молотах из Трои нашли следы золота

Возможно, они были частично покрыты золотой фольгой.

На трёх каменных топорах-молотах из Трои нашли следы золотой фольги. Об открытии сообщается  в журнале «Вестник древней истории», её авторы – Кирилл Пельве и Владимир Толстиков из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. (В этом музее коллекция из раскопок Трои оказалась после окончания Второй мировой войны).

Реконструкция первоначального облика топоров-молотов. Изображение: К.Ю. Пельве / ВДИ.

 Современное состояние топоров-молотов. Фото: В.П. Толстиков / ВДИ. 
 Остатки золотого покрытия на одном из топоров (обозначены цифрами). Фото: Д.А. Попова / ВДИ.

Лезвие одного из топоров при ультрафиолетовом освещении (цвета инвертированы). Видны линии от Т-образной накладки. Фото: А.Ф. Кудрявицкий / ВДИ. 
Остатки золотого покрытия на втулках топоров. Фото: Пельве К.Ю., Толстиков В.П. / ВДИ.

План цитадели Трои II. Коричневым обозначена пристройка к оборонительной стене, пункт N – место находки клада L. Чертёж: Пельве К.Ю., Толстиков В.П. / ВДИ.

Топоры происходят из Троянского клада L, который нашли в 1890 году, в последний сезон экспедиции Генриха Шлимана. Предметы лежали в восточной части цитадели Трои II*, под полом пристройки к оборонительной стене. По всей видимости, клад сокрыли в XXV или XXIV веке до н.э. Всего в нём было четыре топора, а кроме того – три пары наверший из горного хрусталя и половина ещё одного навершия, 41 линза из горного хрусталя, три бусины из сердолика, каменное пряслице, а также конгломерат спёкшихся металлических украшений. По мнению авторов статьи, этот «конгломерат» мог образоваться из металлических деталей, которыми были украшены топорища.

По предварительным данным, топоры из клада L сделаны из нефритоида, жадеита и лазурита. Их поверхность отполирована до зеркального блеска. Древние мастера чётко выделили лезвие, обух и втулку между ними. Рельефный декор всех четырёх изделий похож. Их втулки украшены фризами с шишечками, в трёх случаях по сторонам от него есть валики, в одном случае обух втулки просто выделен рельефом. У двух топоров между валиками есть косые насечки, которые образуют орнамент типа «ёлочки». Впервые следы жёлтого металла на двух троянских топорах заметили при подготовке выставки «Золото Трои» в 1995 году. Теперь гипотезу проверили с помощью рентгенофлуоресцентного анализа  и обнаружили остатки золота на третьем топоре. На четвёртом изделии следов металла не оказалось.

На одном из топоров следы золота виднелись в нескольких местах на расстоянии 3–5 миллиметров от лезвия. Все они помещались на полупрозрачной подложке – видимо, это остатки вещества, которым крепилась фольга. Кроме того, на этом топоре обнаружили едва различимые тонкие линии. Они расположены Т-образно, верхней гранью вдоль лезвия и основанием в сторону втулки. Поскольку все следы жёлтого металла оказались внутри этих линий, авторы статьи предположили, что именно такую, Т-образную форму имел золотой декор топора.

Ещё у двух топоров следы золотого покрытия нашли на поверхности втулки – между деталями рельефного орнамента. За пределами втулки следов металла нет, так что, вероятно, драгоценной фольгой была покрыта только она.

*Археологи выделяют десять основных слоёв в 16-метровых напластованиях Трои, они обозначаются римскими цифрами, счёт ведётся от нижнего слоя к верхнему. Троя I была сельским поселением, а Троя II (около 2550–2300 или 2600–2250 до н.э.) – первый городской центр на холме Гиссарлык. У него была цитадель, защищённая стеной и застроенная по единому плану; внутри находилось пять построек общественного значения. После пожара цитадель была плотно застроена многокомнатными домами. Нижний город площадью около 9 га был защищён палисадом.

Большинство кладов, в том числе «сокровище Приама», происходят из Трои II и III. События Троянской войны имели место намного позже – в период Трои VIIa (около 1300–1190/1180 до н. э.).

По материалам «Вестника древней истории»


Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее