Человеческое восприятие собачьих эмоций
Эмоциональное состояние человека не влияет на то, как он чувствует эмоции собаки, а если всё-таки влияет, то не в ту сторону, в которую можно было бы ожидать.
Известно, что люди склонны переносить собственные эмоции на других, особенно, если это сильные эмоции. То есть когда мы очень счастливы, нам кажется, что и все вокруг тоже счастливы, и наоборот – когда нам очень грустно, все вокруг кажется грустными. (Кое-кто может видеть, что другие люди испытывают другие эмоции, но у него это вызывает раздражение, как если бы он хотел перенести свои эмоции на других, но эти другие сопротивляются.)
А как обстоит дело с переносом эмоций на животных? Считаем ли мы, что им весело, когда нам весело? Речь, естественно, о домашних животных, с которыми мы более-менее притёрлись друг к другу.
Сотрудники Университета штата Аризона поставили эксперимент с тремя псами: один был леопардовой собакой Катахулы в возрасте одного года, другим был трёхлетний французский бульдог, а третьим был просто беспородный пёс четырнадцати лет от роду. Для начала нужно было выяснить, как они ведут себя, когда они в хорошем настроении, в нейтральном и в плохом. Тут нужны были заведомо надёжные стимулы, и у хозяев они были: одного пса радовали угощением, другого игрушкой, третьему было достаточно определённых слов. Для плохого настроения одному из псов показывали кота, а двум другим – пылесос. Записанные видео редактировали так, чтобы на них остались только собаки на чёрном фоне, то есть чтобы ничто другое не сбивало с толку тех, кто их будет смотреть.
А смотрели их триста добровольцев в хорошем, нейтральном или плохом настроении; каждый вид настроения им обеспечивали специальными методами, созданными для таких вот исследований. Участники эксперимента смотрели не только на собак, но и на других людей. С людьми всё было вполне ожидаемо – смотрящий переносил своё настроение на других. А с собаками всё получилось иначе.
У них оценивали не столько настроение, хорошее или плохое, сколько степень возбуждения и готовность пса общаться. Оказалось, что эта оценка не зависит от состояния человека. В каждой группе людей, с хорошим настроением, с плохим или с нейтральным каждую собаку могли оценивать так или иначе, ошибаться в ту или иную сторону. Но в целом нельзя сказать, что те, кто был в хорошем настроении, были склонны завышать собачью готовность идти на контакт. Точно так же про тех, кто смотрел на собак, будучи в плохом настроении, нельзя сказать, что они склонны были видеть у них бо́льшую, чем на самом деле, эмоциональную подавленность.

Кадры из видео с собаками на чёрном фоне, чьё эмоциональное состояние нужно было оценивать в эксперименте. (Иллюстрация: Arizona State University)
При подготовке к эксперименту людей настраивали на счастье или на грусть видеоматериалами с людьми, то есть они смотрели на других людей, весёлых или грустных.
Исследователи предположили, что всё дело в человеческих установочных материалах, и изменили условия: в следующей версии эксперимента настроение добровольцам создавали собаками (то есть, например, радостными собаками, бегающими по парку, или грустными собаками, сидящими одиноко на улице и явно потерявшимися). Но результаты оказались опять не теми, которые ожидались.
После этого, когда люди смотрели на «подопытных» собак на чёрном фоне, то человеку в хорошем настроении радостные собаки казались более грустными, а человеку в плохом настроении грустные собаки казались более радостными, чем они были на самом деле. (Кстати, самим людям собаки в целом поднимали настроение, даже если это были грустные собаки на чёрном фоне.) Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ.
Смысл здесь в том, что перенос эмоций, свойственный межчеловеческим взаимодействиям, в случае с собаками либо вообще не работает, либо работает, но как-то иначе. На самом деле, удивительного тут мало: хотя у человека с собаками установилось большое взаимопонимание, всё-таки существа мы разные, и на собак мы смотрим всё-таки не так, как на других людей. Кстати, тут можно вспомнить другое исследование, о котором мы писали несколько лет назад: в нём говорилось, что умение распознавать собачьи эмоции улучшается с возрастом, и что лучше всего собак понимают не только их владельцы собак, но и те, кто просто привык, что все вокруг собак любят, заботятся и всерьёз считают их друзьями человека.

