Шмели чувствуют время
Шмели способны различать события, которые длятся долго, и события, которые длятся недолго.
Чувство времени, вероятно, есть у всех более-менее сложных животных, но проявляться оно может по-разному. В случае со шмелями речь идёт о том, что они могут сравнивать длительность визуальных сигналов. В эксперименте сотрудников Лондонского университета королевы Марии шмели бродили по клетке с тремя камерами, в каждой камере было по две лампочки и по два лотка под лампочками. В лотки лили сироп или горький раствор; естественно, шмелям нравилось сладкое и не нравилось горькое. Лампочки мигали в разном ритме, одна медленнее, с интервалом в 2,5 секунды, другая быстрее, с интервалом в полсекунды. Сироп появлялся только под лампочкой одного и того же ритма – например, под «медленной»; соответственно, горький раствор всегда появлялся под «быстрой» лампочкой.Шмель мог бы выучить, где сироп, а где горький раствор, просто по расположению лампочек и лотков. Для этого в лабиринте и были три камеры, в которых взаимное расположение лампочек менялось. То есть если в одной камере «быстрая» лампочка была слева, то в другой она была справа. Сироп насекомые могут просто почуять, и в какой-то момент сладкий и горький растворы просто убирали, оставляя шмелям только лампочки. Но шмели всё равно в каждой камере лабиринта шли к «медленной» лампочке, если они привыкли, что она обещает сироп. Наоборот, если они привыкали находить угощение не под «медленной», а под «быстрой» лампочкой, они шли к «быстрой». Иными словами, они были в состоянии почувствовать разницу в частоте световых вспышек, то есть они понимали, что у них разные временны́е характеристики. В природе шмели вряд ли сталкиваются именно с такими стимулами. Но раз у них в принципе есть способность отличать то, что длится долго, от того, что длится недолго, они могут применять эту способность в каких-то других жизненных ситуациях. Результаты исследований опубликованы в Biology Letters.
Одним из соавторов этой работы стал Ларс Читтка (Lars Chittka), который долго занимается когнитивными способностями шмелей, и о чьих экспериментах мы неоднократно рассказывали. В частности, он и его коллеги показали, что шмели учатся друг у друга: понаблюдав за тем, как товарищ с помощью сложных манипуляций добывает еду, другой шмель потом способен в точности повторить его действия. Те же исследователи учили шмелей играть в футбол. Дело было, конечно, не в футболе, а в том, чтобы узнать, могут ли шмели решать абсолютно незнакомые для них задачи, опять же просто понаблюдав друг за другом. Но в этих опытах мотивации им добавляло угощение, которое они получали за верно выполненную задачу. Несколько лет назад исследователи задумались, будут ли шмели просто во что-то играть, не ожидая награды. Оказалось – будут: в достаточно хитроумном эксперименте шмели играли в игрушки, хотя угощение от игры никак не зависело.

