В Румынии нашли римскую шкатулку в виде храма
Её обнаружили в «пригороде» римского лагеря, в котором стоял V Македонский легион.
Во время раскопок древнего города Потаисса в центральной части Румынии археологи обнаружили бронзовую шкатулку, выполненную в виде храма. Её нашли в одном из домов жилого района на территории canaba legionis – гражданского поселения, которое примыкало к лагерю римского легиона (castrum).
В районе Потаиссы с древнейших времён добывали соль. Город основали даки, а римляне захватили его во время Дакийских войн (101–102, 105–106 гг. н.э.). В 168 году в Потаиссе разместился V Македонский легион, он стоял в городе до 274 года, когда римляне покинули Дакию. После этого Потаисса приходит в упадок, превратившись в сельское поселение. Судя по монетам, какая-то жизнь теплилась в ней ещё в IV–V веках. В Средних веках на месте поселения заново основали город, получивший название Турда, он существует до сих пор.
Шкатулка сохранилась практически полностью, хотя и немного развалилась. Древний художник показал на ней фасад храма – с колоннами, фронтоном и архитектурной отделкой. Пока что это единственная подобная находка на территории Дакии. Среди других находок в той же части поселения – стеклянный браслет и бусы, бронзовое кольцо, костяные заколки, бронзовые ременные накладки, бронзовые детали от мебели, и ножка треножника с зооморфным орнаментом из того же металла, монеты и культовые предметы. Археологи считают, что и шкатулку могли использовать в культовых целях.
Октавиан (будущий император Август) основал V Македонский легион вскоре после убийства Юлия Цезаря, в 43 г. до н.э.. Это подразделение участвовало в битве при Акциуме (31 г. до н.э.), в котором флот Октавиана победил корабли Антония и Клеопатры. Затем легион перебросили в Македонию, где он и получил своё название. Кроме Дакии, он служил также в Мёзии и Иудее, участвовал в военных действиях против парфян, в подавлении восстания иудеев (66–67 гг.), а также несколько раз – в борьбе претендентов на императорский титул. После падения Западной Римской империи (476 г.) V Македонский легион почти полностью влился в состав византийской империи. В последний раз он упоминается в надписи, сделанной в Египте в 635 или 636 году, примерно за год до завоевания страны мусульманами. Таким образом, легион просуществовал не менее 680 лет – с момента зарождения Западной Римской империи и до того момента, как её наследница Византия потеряла свои владения в Африке. Это делает воинское подразделение самым «долгоживущим» в римской армии.
V Македонский легион отметился и в Северном Причерноморье. Его солдаты были в составе римских гарнизонов, которые около 114–125 годов н.э. стояли в Тире, Ольвии, Херсонесе и Хараксе. Эти гарнизоны охраняли морской путь, связывавший придунайскую часть империи с театром военных действий против Парфии (Армения, Месопотамия). Однако война оказалась в конечном счёте неудачной и вскоре римляне ушли из Северного Причерноморья. Когда они вернулись в регион в 140–160-х годах, среди них были и солдаты V Македонского легиона, но оставались они там недолго – вскоре подразделение перевели в Дакию.
Места дислокации римских легионов часто устанавливают по остаткам их лагерей (castrum), поскольку они имели очень характерную планировку. Лагерь обустраивался в конце каждого дневного перехода. Солдаты разбивали на местности прямоугольник, ориентированный по сторонам света. По контурам этого прямоугольника выкапывали рвы и насыпали земляные валы, поверх валов ставили частоколы. В центре каждой «грани» прямоугольника устраивали ворота, их соединяли две главные улицы: кардо (cardo), направленная с севера на юг, и декуманус (decumanus) – с востока на запад. В месте пересечения главных улиц располагалась площадь, где устраивали общие собрания воинов. Там же располагали административные и культовые постройки: палатки начальников и жрецов, походный алтарь, помещение для казны. Кроме кардо и декуманса, лагерь пересекали более узкие улицы, перпендикулярные или параллельные им и друг другу. Палатки каждого подразделения ставили на строго определённом расстоянии друг от друга.
В самых важных опорных пунктах вместо временных лагерей обустраивали постоянные. В них вместо палаток «ставили» казармы и отдельные каменные здания – для административных и культовых целей, а вместо валов – каменные стены, но планировка оставалась такой же, как у походных лагерей. Со временем такие постоянные места дислокации обрастали «пригородами», в которых находились торговые лавки и ремесленные мастерские, жили семьи военных, торговцев и ремесленников. Так военные лагеря постепенно превращались в города, многие из них существуют в Европе до сих пор.
Но планировка лагерей сказывалась на архитектуре уже в древности – по похожим планам стали строить города, основанные в новых местах, а также новые районы в старых городах; иногда «старые» города полностью перестраивали по таким новым, «правильным» планам. Среди первых «новых» городов – Остия недалеко от Рима, Геркуланум, частично – Помпеи. Есть такие примеры и в Северном Причерноморье. В Херсонесе по римскому плану была перестроена «цитадель», возможно, такая планировка лежит в основе Танаиса римского времени.
Благодаря тому, что римские военные лагеря часто были временными, и они не перекрыты другими сооружениями и постройками, их можно обнаружить даже без раскопок – по космо- или аэрофотоснимкам, с помощью лидара (лазерного сканера) или геофизических приборов. Так, в последние несколько лет сообщалось об открытии каструмов в Италии, Австрии и Нидерландах. Сообщалось также о раскопках лагеря VI Железного легиона в Израиле.
По материалам The History Blog