Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Несколько римских фресок из Лондона восстановили из тысяч обломков

Когда-то они украшали богатое здание, а потом его снесли, и обломки росписей сбросили в яму.

Фрагменты расписной штукатурки и реставратор Хан Ли. Фото: MOLA
Фрагменты росписи одной из стен. Фото: MOLA
Реконструкция росписи на этой стене. Реконструкция: Faith Vardy / MOLA.
Соцветие омелы. Фото: MOLA / The History Blog.

Лиры. Фото: MOLA
 Растительные мотивы. Фото: MOLA.
Фрагмент с птицей. Фото: MOLA.
Плачущее лицо (граффито). Фото: MOLA.
Цветок (заготовка под роспись?). Фото: MOLA.
Надпись «fecit» («сделал это») – часть подписи художника. Фото: MOLA / The History Blog.
«Абецедарий». Фото: MOLA.

В Музее археологии Лондона реконструировали несколько фресок, которые когда-то украшали богатое здание на окраине римского города. В конце II века н.э. этот дом снесли, а обломки расписной штукатурки сбросили в яму. Тысячи фрагментов были частью фресок, которые украшали около 20 комнат. После разрушения они перемешались, так что реставратор Хан Ли (Han Li) потратил на реконструкцию несколько месяцев.

Фрагменты расписной штукатурки нашли в районе Саутарк, в южной части исторического Лондона, через реку от Вестминстера и Сити. Здесь археологи проводили «охранные» раскопки (перед строительством) и нашли, кроме остатков фресок, римский мавзолей, самой лучшей в Лондоне сохранности, а также один из крупнейших мозаичных полов.

Самая большая из реконструированных фресок – примерно 5×3 метра. Её нижняя часть имитирует бледно-розовый египетский порфир с красными вкраплениями, а верхняя состояла из жёлтых панелей, подражающих африканскому мрамору (giallo antico). Панели отделены друг от друга чёрными полосами, внутри которых художник разместил затейливые узоры с птицами (узнаются журавли и какие-то небольшие птицы), растительными мотивами (маргаритки, омела) и разными предметами (канделябры, лиры).

Хан Ли отмечает, что соцветие омелы напоминает гроздь винограда, более характерную для римских фресок. Но археоботаники утверждают, что это именно омела, а значит, так художники обогатили «классическую» идею местным колоритом, считает реставратор.

На штукатурке сохранилось множество граффити, оставленных владельцами или посетителями. Среди них есть и рисунки, и надписи. Так, одно граффито изображает плачущую женщину. Судя по её причёске, рисунок появился при династии Флавиев (69–96 годы н.э.). Ещё одно граффито – это цветок внутри круга, который, похоже, нарисовали с помощью циркуля. Вероятно, это был контур для фрески, но потом художники решили его не рисовать.

На одном обломке штукатурке сохранились буквы «Qvi», скорее всего, это начало имени «Квинт». На другом – надпись «fecit», что переводится как «сделал это». Так обычно художники подписывали свои произведения: имя должно было стоять перед «fecit», но оно до нас не дошло. Такие подписи назывались tabula ansata, и экземпляр из Саутарка пока что единственный в Британии.

Другое граффито представляет собой почти полный греческий алфавит. Такие находки называют «абецедариями» и часто считают, что их могли писать дети, учившиеся письму. Но в Саутарке буквы нанесены умелой рукой, а в Италии известны такие граффити, которые использовали как справочник, чек-лист или для счёта (у греков цифры обозначались буквами). Если последнее предположение верно, то всё здание могло быть связано с торговлей, например, с хранением и распределением товаров, которые прибывали в Лондон из других частей империи. «Абецедарий» из Саутарка – тоже единственная подобная находка на территории римской Британии.

По материалам Museum of London Archaeology (MOLA) и The History Blog


Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее