Кишечные бактерии помогают общаться

Некоторые аутистические проявления могут начинаться с желудочно-кишечных проблем, однако и с теми, и с другими помогает справиться правильная микрофлора.

Кишечная палочка (на фото) – лишь одна из множества бактерий, которые населяют желудочно-кишечный тракт и которые могут очень по-разному влиять на наше самочувствие. (Фото: James Joel / Flickr.com

Мы знаем, что кишечная микрофлора влияет не только на пищеварение, но и на обмен веществ в целом, и на иммунитет, и даже на мозг. Есть целый ряд исследований, посвящённых тому, как изменения в микрофлоре связаны с изменениями в поведении. Про некоторые из таких исследований мы рассказывали: кишечных бактерий изучают и в связи с депрессией, и в связи с тревожностью, и даже в связи с аутизмом. Большую часть экспериментов здесь ставят на животных, хотя в случае с расстройствами аутистического спектра есть и вполне «человеческие» результаты. Так, мы рассказывали, как у нескольких детей и подростков удалось ослабить аутистические симптомы с помощью бактерий.

Но в экспериментах с людьми не все нужные условия удаётся выполнить – просто по этическим соображениям. Например, хорошо известно, что расстройствам аутистического спектра сопутствуют разные желудочно-кишечные симптомы. Возникает вопрос, что с чего начинается – то есть могут ли неполадки с кишечником спровоцировать аутистические симптомы. Да, аутизм – очень многофакторное заболевание, но как раз из-за его многофакторности такие вопросы и появляются. Естественно, здесь большую роль играют гены, управляющие развитием нервной системы, однако аномалии в нервной системе могут проявиться как раз в связи нездоровьем в других частях тела. Чтобы проверить связь желудочно-кишечного тракта и аутистических симптомов, надо бы устроить кишечнику сеансы воспаления и посмотреть, что будет с поведением.

Именно это и проделали сотрудники Университета Юты. Экспериментировали они, естественно, с мышами, которым пришлось выдержать несколько приступов кишечного колита. В статье в Nature Communications исследователи пишут, что мыши теряли интерес к общению с другими, незнакомыми мышами. Тут можно возразить, что с колитом любой потеряет интерес к общению, и не только к общению. Но тонкость была в том, что симптомов кишечного нездоровья у мышей уже не было, колит пришёл и ушёл, а вот нежелание общаться осталось. Мыши исключительно социальны и любопытны, и игнорировать незнакомца для них ненормально, это считается аналогом человеческой аутистической замкнутости. Притом ни депрессии, ни тревожности мыши после колита не проявляли, то есть не забивались в угол и не теряли интерес вообще ко всему происходящему.

В другом эксперименте мышей сначала лишали собственной микрофлоры, а затем пересаживали им микрофлору от людей, причём некоторые из этих людей были с аутизмом. Дальше мышам снова устраивали приступы колита. Если у мыши были бактерии от человека с аутизмом, состояние кишечника у неё (точнее, у него – мыши были самцами) заметно ухудшалось, и мышь сильнее худела. Ухудшение состояние кишечника и похудение было видно в сравнении с тем, как обстояли дела у мышей с микрофлорой от людей без аутизма – у этих кишечник выглядел явно здоровее.

Итак, состояние желудочно-кишечного тракта явно влияет на вероятность некоторых аутистических симптомов, и микрофлора играет тут заметную роль – если она не защищает кишечник от воспаления, то плохо будет не только кишечнику, но и нервной системе. Исследователям удалось определить некоторые разновидности бактерий, которые защищают кишечник и смягчают аутистические симптомы – это Bacteroides uniformis и некоторые виды рода Blautia: с ними кишечник чувствовал себя лучше, несмотря на колит, а самих мышей тянуло общаться с незнакомыми индивидуумами.

Три года назад мы уже писали, что бактерии делают мышей общительными, но тогда речь шла о том, что правильная микрофлора помогает бороться с социальным стрессом: в том исследовании обсуждали стрессовые нейроны мозга и стрессовые гормональные сигналы гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси. Здесь же речь идёт о желудочно-кишечных проблемах, которые тоже не дают социализироваться – но микрофлора и тут, как видим, помогает. Правда, хотя эксперименты на животных помогают точнее представить физиологические, биохимические и т. д. процессы в организме, всё равно потом возникает необходимость подтвердить «животные» результаты в клинических исследованиях. Всё-таки, когда мы говорим об аутистических симптомах у мышей, это именно отдельные симптомы, скорее даже аналоги симптомов, свойственных человеку, с его более развитым мозгом и более сложной социальной жизнью. Впрочем, возможно в скором времени у нас и впрямь появятся микробные таблетки, смягчающие психоневрологические (а заодно и желудочно-кишечные) симптомы, связанные с аутизмом.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее